Найти тему
Stereo Magazine

Наутилус Помпилиус "Невидимка": до Кормильцева после Пантыкина

Оглавление
Обложка альбома невидимка в переиздании официальной дискографии группы лейблом "Moroz Records"
Обложка альбома невидимка в переиздании официальной дискографии группы лейблом "Moroz Records"
Тыльная часть вышеуказанного диска
Тыльная часть вышеуказанного диска
Альтернативное "раннее" оформление диска до переиздания.
Альтернативное "раннее" оформление диска до переиздания.
Тыльная часть ранней версии оформления альбома "Невидимка".
Тыльная часть ранней версии оформления альбома "Невидимка".

Здравствуйте, дорогие читатели!

Я давно собирался замолвить словечко о пластинке "Невидимка" легендарной рок-группы "Наутилус Помпилиус" и созрел для этого сейчас. Почему только сейчас? Потому что на взвешивание музыкального, текстового и смыслового содержания этого альбома ушел не один год.

С детства я являюсь поклонником творчества этой группы и все до единого альбомы были неоднократно прослушаны, начиная с винила сквозь кассетную эпоху до CD-дисков и MP3. Сегодня эти песни по-прежнему со мной в плейлистах различных потоковых сервисов.

Наутилус - Хамелеониус

Состав, жанр, содержание и характер аранжировок менялся у "Наутилуса" если не каждый год, то каждые три или пятилетку точно.

"Вчерашний день не сегодняшний день" (с) И. Кормильцев

Именно эта фраза, некогда рожденная уральским поэтом Ильей Кормильцевым, наиболее хлестко и точно характеризует перипетии творческого пути "Наутилуса" и Бутусова.

Бурлящая рок-тусовка Урала рождала палитру имен на своем пути: Пантыкин, Бутусов, Умецкий, Белкин, Назимов. Группы "Трек", "Урфин-Джюс", "Р-Клуб", "Наутилус Помпилиус" и прочие. Но с каждым годом этот коктейль все сильнее смешивался в однородную массу, рождая единый "Наутилус Помпилиус", в котором сплелись указанные выше личности и группы.

В этом есть несомненное достоинство - каждый из них привнес в звучание и характер записей группы своё зерно, из которого произрастали невиданные шедевры, которые звучали и будут звучать на повторе.

"Эта музыка будет вечной..." (с) И. Кормильцев

Предтеча "Невидимки"

Первым в дискографии "Наутилуса" числится экспериментальный хардроковый альбом "Переезд" под указующим перстом дедушки уральского рока Пантыкина.

Обложка альбома "Переезд" 1983 г. в переиздании дискографии группы лейблом "Moroz Records"
Обложка альбома "Переезд" 1983 г. в переиздании дискографии группы лейблом "Moroz Records"

Об этом альбоме стоит рассказать в отдельной публикации, но вкратце он примечателен тем, что музыка написана полностью Бутусовым, он открыто и достойно солирует в партии электрогитары.

Вячеслав Геннадьевич вдохновлён творчеством Led Zeppelin и начитан различной заморской поэзией, что находит отражение в его текстах. Это первая из двух пластинок группы до начала "эры Кормильцева".

Доволен результатом и Пантыкин, именно таковым видится ему звучание молодой группы в перспективе. Это то, к чему он стремится в своём "Урфин-Джюсе" с Белкиным как ведущим гитаристом.

Пантыкин и Бутусов на записи альбома "Переезд" в 1982 году.
Пантыкин и Бутусов на записи альбома "Переезд" в 1982 году.

Но Вячеслав не был бы Вячеславом, пролегая его и группы путь по проложенной "Переездом" колее...

Ленинградская новая волна

На два года отцы-основатели "Наутилуса" пропадают с творческих радаров, увязнув в бытовухе и студенческой жизни. "Переезд" разошелся на бобинах по Уралу, не выйдя на площадки как концертная программа группы.

К 1985 году Бутусов и Умецкий побывав в Ленинграде и пропитавшись музыкальными вибрациями столицы рока СССР, возвращаются в Свердловск с совсем иными заделами на звучание нового материала. Синт, драм-машина, минимализм никак не стыкуются с видением новой записи Пантыкиным и он отказывается от обязательств продюсера и дальнейшей работы с группой.

Бутусов и Умецкий оказываются почти в бардовском тандеме гитары и бас-гитары, но желание записать новый материал сильнее и ребят ждет счастливый случай.

Их давний знакомый - Виктор "Пифа" Комаров является не только отличным клавишником, но и обладателем прорывного для рубежа 1984-1985 годов устройства - синтезатора Yamaha PS-55 - актуального и богатого банком звуков секвенсора со встроенной драм-машиной, которая латает образовавшиеся дыры аккомпанемента песенного материала.

Слева направо: Бутусов, Комаров, Умецкий времен записи и презентаций альбома "Невидимка", 1985 год.
Слева направо: Бутусов, Комаров, Умецкий времен записи и презентаций альбома "Невидимка", 1985 год.
Магический синтезатор Yamaha PS-55, являющийся одним из ключей звучания альбома "Невидимка".
Магический синтезатор Yamaha PS-55, являющийся одним из ключей звучания альбома "Невидимка".
Группа времён записи и концертов с альбомом "Невидимка". На заднем плане Настя Полева.
Группа времён записи и концертов с альбомом "Невидимка". На заднем плане Настя Полева.

С альбомом "Невидимка" у группы уже состоятся несколько концертов и в это же время произойдёт знакомство с Ильей Кормильцевым, который предложит изменить название на "Nautilus Pompilius" поскольку один "Наутилус" в Москве уже есть. На "Невидимке" будет положен на музыку текст Ильи и композиция будет явно выделяться из концепции альбома.

Поговорим о содержимом "Невидимки", послушаем "Невидимку", пробуя её увидеть и рассмотреть в деталях.

  • Общая концепция альбома

Это явный new wave, synth wave с донельзя простыми паттернами драм-машины, густой гитарой с наложенным на перегруз хорусом и хлесткими наполовину солирующими партиями бас-гитары как неотъемлемой частью ритм секции.

Наивная студенческая лирика Бутусова и Умецкого, не острые бытовые сюжеты и фантасмагория переваренной литературы и поэзии авторов из социалистических стран-соседей + завершающий трек на стихи Кормильцева.

Бутусов отлично солирует на гитаре, вписываясь гармониями в общее настроение. Умецкий выражено обыгрывает ритм-басом синтетические паттерны ударных, а местами неестественный банк клавишных укутывает звук в оригинальную обертку, который не было "до" и уже не будет "после".

Альбом записывался ночами в однокомнатной квартире действительно "на коленке", не вызвав трепета у первых слушателей и критиков, чем раздосадовал Бутусова. Он мог бы и вовсе не увидеть свет, изначально подлежав уничтожению, но был задвинут Вячеславом куда подальше и увидел свет на официальных носителях только в 1994 году в ходе переиздания полной дискографии группы.

  • Трек-лист
Официальный трек-лист альбома "Невидимка"
Официальный трек-лист альбома "Невидимка"

В этом альбоме нет хитов наподобие "Взгляд с экрана", "Я хочу быть с тобой" или "Скованные одной цепью", по которым страна узнала и полюбила группу гораздо позже. Нет хитов, которые покорят уральскую и союзную рок-сцену всего спустя год в 1986 году, а в 1989 после московской сессии записи на студии Кальянова закрепятся за группой в первом официальном издании студии грамзаписи "Мелодия" - мульти платиновой пластинке "Князь тишины".

Ряд песен из этого и последующего альбома "Разлука" будут использованы великим русским режиссером Алексеем Балабановым в его студенческой короткометражной работе 1987 года "Раньше было другое время".

Тайтл фильма "Раньше было другое время". Реж.: А. Балабанов, 1987 год.
Тайтл фильма "Раньше было другое время". Реж.: А. Балабанов, 1987 год.

Примечательна экранизация одной житейской истории тем, что поэзия Бутусова - Кормильцева отлично ложится на сюжет, или сюжет на поэзию, каждый выберет сам.

В фильме вы увидите героев песен "Наутилуса", пресловутую бездну мечт о "взгляде с экрана" и саму группу, точнее трио Бутусов-Умецкий-Комаров, в студийно-концертном образе 1985 года.

Слева направо: "Пифа" Комаров, Бутусов, Умецкий. Кадр из фильма "Раньше было другое время". Реж.: А. Балабанов, 1987 год.
Слева направо: "Пифа" Комаров, Бутусов, Умецкий. Кадр из фильма "Раньше было другое время". Реж.: А. Балабанов, 1987 год.
Кадр из фильма "Раньше было другое время". Реж.: А. Балабанов, 1987 год.
Кадр из фильма "Раньше было другое время". Реж.: А. Балабанов, 1987 год.
"Любовь - это только лицо на стене..." (с) И. Кормильцев

Трек-лист альбома задает наивно-фантазийное настроение с привкусом юности, заканчиваясь будущим мега хитом "Князь тишины" в оригинальной первой аранжировке, набившим оскомину "Последним письмом" с "гудбай, Америкой, о", записанным лишь для того, чтобы место на пленке не оставалось пустым в аккомпанементе ритмического паттерна босановы и клавиш. И только самая концовка альбома - трек "Кто Я?" на стихи Кормильцева окунает в мир философских лабиринтов Ильи, озвученный роботизированным голосом Комарова и вокальными стенаниями Бутусова.

  • Рекомендации к прослушиванию

1. Интро альбома "Она есть"

Вступление в формате речитатива Бутусова нельзя назвать полноценным треком, но оно необходимо здесь и вписано гармонично, будучи цитатами из песен альбома.

При прослушивании на CD или в потоке с минимальной задержкой без кросс-фейда переход к следующей песне просто прекрасен подобно открывающемуся занавесу.

2. "Превращение"

С первых нот сразу понятен инструментальный окрас композиций, он сохранится на всей пластинке.

"Превращение" - это размышления о превалировании и вечности духовного, о необязательности плоти с её деталями для вечного присутствия и существования личности. И лишь в потребности сформировать, выразить и донести свои мысли герою всё же приходится возвращаться к облику изначальному.

3. "Маленький подвиг"

В музыкальном оформлении хочу отдать должное "Пифе" Комарову, который пусть и минимально, но управляет драм-машиной, делая гармоничные сбивки ритма в нужный момент.

В лирике мир мыслей человека представлен домом, попав в который иной субъект несётся сквозь него, рискуя повредить его содержимое. И открытие мира внутреннего трактуется героем как маленький подвиг.

4. "Никто мне не поверит"

Рефрен "раньше было совсем другое время" - стержень композиции, вокруг которого выстроено сопоставление "раньше" - "сейчас" в видении юного человека.

Музыкальное оформление здесь, пожалуй, самое динамичное и стремительное с моно паттерном ударных и соло Бутусова.

5. "Алчи, Алчи"

Короткое и минималистичное повествование о трансформации из мальчика в работягу с присущими атрибутами.

6. "Идиллия"

Заводной трек о идиллической картине советского быта, в котором "у нас всё спокойно, у нас всегда всё спокойно", где слышен некий стук, то по бумаге от субъекта в соответствующие органы, то ли просто "в темя костяшками домино".

7. "В который раз я вижу R'N'R"

Ода пропитанности рок-н-роллом молодежи того времени, переводимая в гонку гепарда за антилопой, где становится неясным кто охотник, а кто жертва.

"Катиться буду дальше словно шар" - явная отсылка к популярным Rolling Stones.

8. "Князь тишины"

Первая оригинальная аранжировка бессмертного хита группы на стихи Э. Ади в переводе Л. Мартынова.

P.S. Паттерн ударных в этой песне особенно полюбится музыкантам и будет не раз использован в других композициях на студии и концертах на разной скорости воспроизведения. Проследите его здесь и в "Кто Я?", а также в треках "Эта музыка будет вечной", и "Казанова" на альбоме "Разлука" (1986).

9. "Последнее письмо"

Первая аранжировка "легендарной" песни группы, набившей оскомину музыкантам и Бутусову лично. К сожалению, этот бонус-трек породил прослойку слушателей, которые ничего, кроме "Гудбай, Америка, о" из репертуара группы не знали и ходили на концерты ради этой завершающей концерты песни.

Простой ритм-паттерн "Босанова" из банка Yamaha PS-55 в сопровождении клавишного ряда и написанный за минуту наобум текст Бутусова.

В этой аранжировке ещё нет качества и размаха саксофонного соло Алексея Могилевского, вошедшего в состав группы годом позже.

10. "Кто Я?"

Последний в расстановке трек-листа пункт субъективно считаю ценным лишь явлением философской лирики Ильи Кормильцева о лично наболевшем, местами хаотической и не всегда рисующей цельный образ.

Вместо заключения

Такой неповторимой, заводной и специфической получилась вторая в официальной дискографии группы "Nautilus Pompilius" пластинка "Невидимка", на 180 градусов отличающаяся от первой демо-записи "Переезд", лирически ещё не построенная на стихах Ильи Кормильцева как вышедшая в следующем 1986 году "Разлука".

На мой взгляд это важный элемент в истории "плавания" группы на музыкальных волнах, не привязывая концепцию альбома к тому или иному стилю.

Для меня даже спустя 40 лет с записи альбом звучит свежо и колоритно, прекрасно бытуя в моём плейлисте местами на повторе день ото дня.

В будущих публикациях ведя анализ "Nautilus Pompilius" я поведаю вам о том почему революционную "Разлуку" я считаю скучным, но важным релизом и как одна концертная запись 1988 года стала для меня одним из лучших по звуку, аранжировке и наполнению альбомом группы.

А вас я благодарю за то, что в этой статье вместе со мной вы послушали хорошую и интересную музыку, дочитав публикацию до конца! Подписывайтесь на канал, впереди новые занятные истории о музыке, сопровождающей нас на протяжении всей жизни!

#русскийрок#легендырусскогорока#наутилуспомпилиус#nautiluspompilus#ильякормильцев#поэзиярока#поэзиярусскогорока#музыкальныеальбомы