Здравствуйте, дорогие читатели!
Я давно собирался замолвить словечко о пластинке "Невидимка" легендарной рок-группы "Наутилус Помпилиус" и созрел для этого сейчас. Почему только сейчас? Потому что на взвешивание музыкального, текстового и смыслового содержания этого альбома ушел не один год.
С детства я являюсь поклонником творчества этой группы и все до единого альбомы были неоднократно прослушаны, начиная с винила сквозь кассетную эпоху до CD-дисков и MP3. Сегодня эти песни по-прежнему со мной в плейлистах различных потоковых сервисов.
Наутилус - Хамелеониус
Состав, жанр, содержание и характер аранжировок менялся у "Наутилуса" если не каждый год, то каждые три или пятилетку точно.
"Вчерашний день не сегодняшний день" (с) И. Кормильцев
Именно эта фраза, некогда рожденная уральским поэтом Ильей Кормильцевым, наиболее хлестко и точно характеризует перипетии творческого пути "Наутилуса" и Бутусова.
Бурлящая рок-тусовка Урала рождала палитру имен на своем пути: Пантыкин, Бутусов, Умецкий, Белкин, Назимов. Группы "Трек", "Урфин-Джюс", "Р-Клуб", "Наутилус Помпилиус" и прочие. Но с каждым годом этот коктейль все сильнее смешивался в однородную массу, рождая единый "Наутилус Помпилиус", в котором сплелись указанные выше личности и группы.
В этом есть несомненное достоинство - каждый из них привнес в звучание и характер записей группы своё зерно, из которого произрастали невиданные шедевры, которые звучали и будут звучать на повторе.
"Эта музыка будет вечной..." (с) И. Кормильцев
Предтеча "Невидимки"
Первым в дискографии "Наутилуса" числится экспериментальный хардроковый альбом "Переезд" под указующим перстом дедушки уральского рока Пантыкина.
Об этом альбоме стоит рассказать в отдельной публикации, но вкратце он примечателен тем, что музыка написана полностью Бутусовым, он открыто и достойно солирует в партии электрогитары.
Вячеслав Геннадьевич вдохновлён творчеством Led Zeppelin и начитан различной заморской поэзией, что находит отражение в его текстах. Это первая из двух пластинок группы до начала "эры Кормильцева".
Доволен результатом и Пантыкин, именно таковым видится ему звучание молодой группы в перспективе. Это то, к чему он стремится в своём "Урфин-Джюсе" с Белкиным как ведущим гитаристом.
Но Вячеслав не был бы Вячеславом, пролегая его и группы путь по проложенной "Переездом" колее...
Ленинградская новая волна
На два года отцы-основатели "Наутилуса" пропадают с творческих радаров, увязнув в бытовухе и студенческой жизни. "Переезд" разошелся на бобинах по Уралу, не выйдя на площадки как концертная программа группы.
К 1985 году Бутусов и Умецкий побывав в Ленинграде и пропитавшись музыкальными вибрациями столицы рока СССР, возвращаются в Свердловск с совсем иными заделами на звучание нового материала. Синт, драм-машина, минимализм никак не стыкуются с видением новой записи Пантыкиным и он отказывается от обязательств продюсера и дальнейшей работы с группой.
Бутусов и Умецкий оказываются почти в бардовском тандеме гитары и бас-гитары, но желание записать новый материал сильнее и ребят ждет счастливый случай.
Их давний знакомый - Виктор "Пифа" Комаров является не только отличным клавишником, но и обладателем прорывного для рубежа 1984-1985 годов устройства - синтезатора Yamaha PS-55 - актуального и богатого банком звуков секвенсора со встроенной драм-машиной, которая латает образовавшиеся дыры аккомпанемента песенного материала.
С альбомом "Невидимка" у группы уже состоятся несколько концертов и в это же время произойдёт знакомство с Ильей Кормильцевым, который предложит изменить название на "Nautilus Pompilius" поскольку один "Наутилус" в Москве уже есть. На "Невидимке" будет положен на музыку текст Ильи и композиция будет явно выделяться из концепции альбома.
Поговорим о содержимом "Невидимки", послушаем "Невидимку", пробуя её увидеть и рассмотреть в деталях.
- Общая концепция альбома
Это явный new wave, synth wave с донельзя простыми паттернами драм-машины, густой гитарой с наложенным на перегруз хорусом и хлесткими наполовину солирующими партиями бас-гитары как неотъемлемой частью ритм секции.
Наивная студенческая лирика Бутусова и Умецкого, не острые бытовые сюжеты и фантасмагория переваренной литературы и поэзии авторов из социалистических стран-соседей + завершающий трек на стихи Кормильцева.
Бутусов отлично солирует на гитаре, вписываясь гармониями в общее настроение. Умецкий выражено обыгрывает ритм-басом синтетические паттерны ударных, а местами неестественный банк клавишных укутывает звук в оригинальную обертку, который не было "до" и уже не будет "после".
Альбом записывался ночами в однокомнатной квартире действительно "на коленке", не вызвав трепета у первых слушателей и критиков, чем раздосадовал Бутусова. Он мог бы и вовсе не увидеть свет, изначально подлежав уничтожению, но был задвинут Вячеславом куда подальше и увидел свет на официальных носителях только в 1994 году в ходе переиздания полной дискографии группы.
- Трек-лист
В этом альбоме нет хитов наподобие "Взгляд с экрана", "Я хочу быть с тобой" или "Скованные одной цепью", по которым страна узнала и полюбила группу гораздо позже. Нет хитов, которые покорят уральскую и союзную рок-сцену всего спустя год в 1986 году, а в 1989 после московской сессии записи на студии Кальянова закрепятся за группой в первом официальном издании студии грамзаписи "Мелодия" - мульти платиновой пластинке "Князь тишины".
Ряд песен из этого и последующего альбома "Разлука" будут использованы великим русским режиссером Алексеем Балабановым в его студенческой короткометражной работе 1987 года "Раньше было другое время".
Примечательна экранизация одной житейской истории тем, что поэзия Бутусова - Кормильцева отлично ложится на сюжет, или сюжет на поэзию, каждый выберет сам.
В фильме вы увидите героев песен "Наутилуса", пресловутую бездну мечт о "взгляде с экрана" и саму группу, точнее трио Бутусов-Умецкий-Комаров, в студийно-концертном образе 1985 года.
"Любовь - это только лицо на стене..." (с) И. Кормильцев
Трек-лист альбома задает наивно-фантазийное настроение с привкусом юности, заканчиваясь будущим мега хитом "Князь тишины" в оригинальной первой аранжировке, набившим оскомину "Последним письмом" с "гудбай, Америкой, о", записанным лишь для того, чтобы место на пленке не оставалось пустым в аккомпанементе ритмического паттерна босановы и клавиш. И только самая концовка альбома - трек "Кто Я?" на стихи Кормильцева окунает в мир философских лабиринтов Ильи, озвученный роботизированным голосом Комарова и вокальными стенаниями Бутусова.
- Рекомендации к прослушиванию
1. Интро альбома "Она есть"
Вступление в формате речитатива Бутусова нельзя назвать полноценным треком, но оно необходимо здесь и вписано гармонично, будучи цитатами из песен альбома.
При прослушивании на CD или в потоке с минимальной задержкой без кросс-фейда переход к следующей песне просто прекрасен подобно открывающемуся занавесу.
2. "Превращение"
С первых нот сразу понятен инструментальный окрас композиций, он сохранится на всей пластинке.
"Превращение" - это размышления о превалировании и вечности духовного, о необязательности плоти с её деталями для вечного присутствия и существования личности. И лишь в потребности сформировать, выразить и донести свои мысли герою всё же приходится возвращаться к облику изначальному.
3. "Маленький подвиг"
В музыкальном оформлении хочу отдать должное "Пифе" Комарову, который пусть и минимально, но управляет драм-машиной, делая гармоничные сбивки ритма в нужный момент.
В лирике мир мыслей человека представлен домом, попав в который иной субъект несётся сквозь него, рискуя повредить его содержимое. И открытие мира внутреннего трактуется героем как маленький подвиг.
4. "Никто мне не поверит"
Рефрен "раньше было совсем другое время" - стержень композиции, вокруг которого выстроено сопоставление "раньше" - "сейчас" в видении юного человека.
Музыкальное оформление здесь, пожалуй, самое динамичное и стремительное с моно паттерном ударных и соло Бутусова.
5. "Алчи, Алчи"
Короткое и минималистичное повествование о трансформации из мальчика в работягу с присущими атрибутами.
6. "Идиллия"
Заводной трек о идиллической картине советского быта, в котором "у нас всё спокойно, у нас всегда всё спокойно", где слышен некий стук, то по бумаге от субъекта в соответствующие органы, то ли просто "в темя костяшками домино".
7. "В который раз я вижу R'N'R"
Ода пропитанности рок-н-роллом молодежи того времени, переводимая в гонку гепарда за антилопой, где становится неясным кто охотник, а кто жертва.
"Катиться буду дальше словно шар" - явная отсылка к популярным Rolling Stones.
8. "Князь тишины"
Первая оригинальная аранжировка бессмертного хита группы на стихи Э. Ади в переводе Л. Мартынова.
P.S. Паттерн ударных в этой песне особенно полюбится музыкантам и будет не раз использован в других композициях на студии и концертах на разной скорости воспроизведения. Проследите его здесь и в "Кто Я?", а также в треках "Эта музыка будет вечной", и "Казанова" на альбоме "Разлука" (1986).
9. "Последнее письмо"
Первая аранжировка "легендарной" песни группы, набившей оскомину музыкантам и Бутусову лично. К сожалению, этот бонус-трек породил прослойку слушателей, которые ничего, кроме "Гудбай, Америка, о" из репертуара группы не знали и ходили на концерты ради этой завершающей концерты песни.
Простой ритм-паттерн "Босанова" из банка Yamaha PS-55 в сопровождении клавишного ряда и написанный за минуту наобум текст Бутусова.
В этой аранжировке ещё нет качества и размаха саксофонного соло Алексея Могилевского, вошедшего в состав группы годом позже.
10. "Кто Я?"
Последний в расстановке трек-листа пункт субъективно считаю ценным лишь явлением философской лирики Ильи Кормильцева о лично наболевшем, местами хаотической и не всегда рисующей цельный образ.
Вместо заключения
Такой неповторимой, заводной и специфической получилась вторая в официальной дискографии группы "Nautilus Pompilius" пластинка "Невидимка", на 180 градусов отличающаяся от первой демо-записи "Переезд", лирически ещё не построенная на стихах Ильи Кормильцева как вышедшая в следующем 1986 году "Разлука".
На мой взгляд это важный элемент в истории "плавания" группы на музыкальных волнах, не привязывая концепцию альбома к тому или иному стилю.
Для меня даже спустя 40 лет с записи альбом звучит свежо и колоритно, прекрасно бытуя в моём плейлисте местами на повторе день ото дня.
В будущих публикациях ведя анализ "Nautilus Pompilius" я поведаю вам о том почему революционную "Разлуку" я считаю скучным, но важным релизом и как одна концертная запись 1988 года стала для меня одним из лучших по звуку, аранжировке и наполнению альбомом группы.
А вас я благодарю за то, что в этой статье вместе со мной вы послушали хорошую и интересную музыку, дочитав публикацию до конца! Подписывайтесь на канал, впереди новые занятные истории о музыке, сопровождающей нас на протяжении всей жизни!
#русскийрок#легендырусскогорока#наутилуспомпилиус#nautiluspompilus#ильякормильцев#поэзиярока#поэзиярусскогорока#музыкальныеальбомы