Найти в Дзене
Так было

Секреты архаичных головных уборов. Кокошник и горлатная шапка

Самым известным старинным русским головным убором является кокошник. Этот искусно украшенный традиционным русским орнаментом веер, который плотно обхватывает голову, скрывая волосы, напоминает гребень, отсюда и название: «кокош» на древнерусском языке «курица - наседка». Все, что находилось выше плеч национального костюма человека, символизировало верхний мир. Поэтому кокошник, как и другие головные уборы на Руси, выполнял не только декоративную фукцию, но и служил оберегом от воздействия злых потусторонних сил. Веер кокошника украшали орнаментом с символами плодородия, супружеской верности, богатства. Замужние женщины традиционно заплетали две косы, которые прятали под головной убор. Мода на него постоянно менялась. То богато украшенный кокошник одевали только на праздник, а то без него не принято было даже выходить на улицу. То кокошник свидетельствовал о высоком статусе боярынь, а то был распространён во всех слоях общества, включая крестьян. То ношение кокошника запрещалось закон

Самым известным старинным русским головным убором является кокошник.

Этот искусно украшенный традиционным русским орнаментом веер, который плотно обхватывает голову, скрывая волосы, напоминает гребень, отсюда и название: «кокош» на древнерусском языке «курица - наседка».

Все, что находилось выше плеч национального костюма человека, символизировало верхний мир. Поэтому кокошник, как и другие головные уборы на Руси, выполнял не только декоративную фукцию, но и служил оберегом от воздействия злых потусторонних сил. Веер кокошника украшали орнаментом с символами плодородия, супружеской верности, богатства. Замужние женщины традиционно заплетали две косы, которые прятали под головной убор.

Мода на него постоянно менялась. То богато украшенный кокошник одевали только на праздник, а то без него не принято было даже выходить на улицу. То кокошник свидетельствовал о высоком статусе боярынь, а то был распространён во всех слоях общества, включая крестьян. То ношение кокошника запрещалось законодательно (Указом Петра I), то вновь приветствовалось (при Екатерине II, Николае I). В кокошниках Высшее общество Российской империи отмечало 300-летие Дома Романовых.

Сейчас этот красочный головной убор считается «визитной карточкой» традиционной русской женщины. Однако, подобные головные уборы встречались у многих народов континента в разные исторические периоды.

Русские кокошники и скифско-сарматские калафы
Русские кокошники и скифско-сарматские калафы
Этруский барельеф и русский кокошник
Этруский барельеф и русский кокошник

До нашей эры похожие женские головные уборы носили этруски. Подобие кокошников мы видим на скульптурных портретах и барельефах этих учителей римлян.

Скифская знать в этот период носит «скифский калаф» – высокий цилиндрический головной убор с войлочным закрытым верхом и затылком, который, подобно кокошнику, имел дугообразный край. Передняя часть украшалась рядами золотых пластинок, орнаментированных растениями и зооморфными узорами - символами божеств плодородия, а сзади набрасывалось покрывало с золотыми бляшками.

В таких же головных уборах - украшениях цилиндрической или конической формы археологи находят и скульптуры скифских богинь. В Древнем Египте, в Этрурии, Древней Греции, в Скифии, у сарматов, в Персии, а позднее и в Византии знатные люди носят головные украшения в виде венца – диадемы и её статусной разновидности - короны.

Этруский барельеф и русская балерина Анна Павлова в кокошнике
Этруский барельеф и русская балерина Анна Павлова в кокошнике
Подвески из скифских курганов
Подвески из скифских курганов
Портреты Екатерины Второй, работы художников Стефано Торелли и Виргилиуса Эриксена
Портреты Екатерины Второй, работы художников Стефано Торелли и Виргилиуса Эриксена

Твёрдые, высокие цилиндрические кокошники были в ходу и у русских. Их орнамент также включал зооморфные лики (водоплавающие птицы, медведи, быки и др.) и геометрические символы божеств (Макош, Волос, Симаргл, Яр и др.). Более того, известный историк и философ 18 века князь М. М. Щерба́тов считал, что в скифский пантеон входили те же традиционно славянские боги, с теми же обычаями их почитания.

Чуть позже появилась тиара - разновидность диадемы, которая не замыкается в кольцо вокруг головы. Большинство русских кокошников как раз и передают форму тиары.

Поразительное сходство имеют и орнаменты на скифских тиарах и , позднее, русских кокошниках. Традиционный скифский орнамент, как и орнамент на русском кокошнике, включал символ Мирового древа – цветок или розетку. Большой - изображали по центру, а по обе стороны - два маленьких. Все они переплетались между собой волнистыми закручивающимися линиями. Окантовкой головных уборов разной формы и там, и там, служит более мелкий, повторяющийся орнамент. Важную роль в оформлении уборов и скифов и русских играл цвет, который подчеркивал их значение и принадлежность.

Подобные совпадения не случайны, они относят историю кокошника в доисторический период, восходящий к общему индоарийскому (индоиранскому) прошлому русских и скифов.

Сарматский искусственно деформированный череп, калаф и русский кокошник
Сарматский искусственно деформированный череп, калаф и русский кокошник

Западными соседями скифов были сарматы. В III веке до нашей эры сарматы завоевали скифов и частично ассимилировали их.

Сарматы, как и скифы, не были единым народом, к ним относилось несколько групп кочевых народов, имевших общее происхождение. Геродот сообщал, что язык у «савроматов» скифский, «но говорят на нём издавна с ошибками». В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает несколько сарматских племен, наиболее известными из которых были роксаланы. С иранских языков «роксаланы» переводится, как «белые аланы». Первые русские историки М. Ломоносов и Н. Татищев считали, что именно роксаланы были прямыми предками русов. К тому же, этноним Русь имеет ту же индоарийскую основу (rukhsa/ ru(s)sa - светлый, белый).

Версия происхождения русов от сармат бытовала также в средневековых польских хрониках, в русских летописях XVI – XVII вв., сохранилась она и в фольклорных сказаниях, и в поэзии Александра Блока. В учебнике второй половины XVII века по истории «Синопсисе» писали: «…Под тем Сарматским именем все прародители наши Славенороссийские, Москва, Россы, Поляки, Литва, Поморяне, Волынцы и прочая заключаются… От тех же Сарматских и Славянороссийских осад той же народ Росский изыде, от него же неции нарицахуся Россы, а иныи Аланы, а потом прозвашася Роксоланы, аки бы Росси и Аланы…».

В курганах сарматской знати археологи не редко находят женские скелеты с искусственно деформированными черепами в форме яйца. Происхождение этого ритуального культа учёные относят к палеолиту, к временам матриархата, когда женщины подчёркивали, таким образом, своё превосходство над мужчинами.

Такая форма головы предполагала и соответствующий знатным сарматским женщинам головной убор, которым и служили удлиненные тиары и калафы. «Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, но остался запечатленным в кокошнике.

Однако, на Руси уже матриархата не было. Поэтому высокие шапки появились и у мужчин (колпаки, мурмолки, высокие валяные шляпы, позднее - цилиндры). Бояре носили высокие меховые целиндры - горлатные шапки. Эти шапки с локоть высотой, шились из меха на горлышках пушных зверей (чернобурок, куниц, песцов, соболей), откуда и пошло название. Горлатную шапку бояре не всегда надевали на голову, но часто ритуально держали на сгибе левой руки, как это сейчас делают русские офицеры.

По шапке, по её высоте и оформлении определялся на Руси статус человека: «по Сеньке и шапка». Именно поэтому в средних веках в знак уважения и признания своего более низкого статуса в социальной иерархии, низшие чины шапку снимали перед высшими. А князья и цари перед народом вообще не появлялись без головных уборов.

Думается, женщина на Руси отличалась статусом особым, раз кокошник не снимала не перед кем.

Далее:

Секреты архаичных головных уборов. Кичка рогатая и сорока
Так было5 октября 2024

Елена Витальева