Газета Климовского района газета "Авангард", 1979 год
№111 С войны не вернулись
На стене в Доме Филипповны Ковалёвой висит увеличенная фотография подростка лет пятнадцати-шестнадцати. Немного растерянный, но доверчивый взгляд. Выразительность лицу придают тёмные вразлёт брови. Таким его и запечатлел в довоенные годы местный фотограф. Это единственная память, оставшаяся у матери, о погибшем сыне. Но есть ещё память материнского сердца и боль в нём, которая не унимается с годами. Дарья Филипповна рассказывает, что Тимофей ничем не отличался от своих сверстников. Рано научился пахать и косить, водил в ночное колхозных лошадей, бегал купаться в Трубеж, в лесу знал все грибные места и ягодные полянки. Но была у него одна страстью — любил разводить комнатные цветы. Подшучивали над ним дружки: «Дались тебе эти цветочки-горшочки, ты же мужик». Соседи знали о его увлечении и охотно давали ему ростки, советовали, как за цветами ухаживать. Смотришь, зайдут к Тимофею одноклассники, чтобы вместе идти в школу, и залюбуются красотой, что на подоконниках, рассматривают выращенные их дружком цветы. А по весне зашелестят молодой зеленью берёзки. Их тоже принёс Тимофей из лесу и посадил вдоль забора. Может быть, и не стал бы он агрономом, но природу и всё красивое в ней любил.
Таким был в школьные годы сын потомственных хлеборобов Тимофей Егорович Ковалёв. А когда пришло время, он взял в руки оружие и стал солдатом, чтобы защитить родную землю от немецко-фашистских захватчиков. Но не довелось услышать уходящему на войну молодому солдату самые дорогие слова. На которые способна только мать. Тимофея провожал на фронт рабочий коллектив далёкого уральского завода. Эшелон осенью 1943 года прибыл в Брянск. А куда дальше? Это волновало солдат. А дальше были Почеп, Унеча, Клинцы. В Новозыбкове была остановка. Два года прошло, как Тимофей уехал из Соловьёвки в школу ФЗО. До родного села пятьдесят километров. А напрямую лесом через Щербиничи и того меньше. За сутки бы обернулся.
О том, что сын был проездом в Новозыбкове, Дарья Филипповна узнала из письма. Тимофей сообщил также, что воюет мономётчиком и что он уже получил первую награду — медаль «За отвару».
- Я отписала сыну — рассказывает Дарья Филипповна, - что отец тоже воюет. Немцы несколько раз палили село. А последний раз прилетел самолёт и кидал бомбы. Напротив все хаты погорели, а в нашей осколком навылет пробило стену.
Для солдата письмо из дому всегда радость. А поэтому прежде чем вручить его, товарищи требуют: «Пляши!». Но на этот раз это была горькая для Тимофея радость. Из дому сообщили, что пришла «похоронка»: отец погиб. Ещё одну семью постучалась беда. Жена потеряла мужа, а старший солдат и младшие Вася и Надя — отца. В дом Дарьи Филипповны зачастили соседки, чтобы горе одной разделить на всех. За бои в Белоруссии Тимофей Ковалёв получил вторую медаль «За отвагу». Уже близился конец войны. Часть в которой служил Тимофей Ковалёв, громила врага в Восточной Пруссии. Немцы отчаянно сопротивлялись в одном из боёв за небольшой населённый пункт миномётчики поддерживали огнём пехоту. Взвод немецких автоматчиков прорвался с фланга на позиции миномётчиков. Они стойко отбивали атаки. Но силы были неравными…
На братской могиле в посёлке Пятидорожье Багратионовского района Калининградской области стоит обелиск, на котором выбита и фамилия Ковалёва Тимофея Егоровича, погибшего за полтора месяца до окончания войны.
/Е. Васильев/