Найти тему
Точность слов

Как понимать акции Just Stop Oil

Иногда хаос это метод, а реакция это цель. «Нормального поведения» в вакууме не бывает, бывает адекватность поведения ситуации.

Если взглянуть на ситуацию в целом, то мы имеем:

• беспрецедентную ситуацию — человечество покидает климатический коридор, в котором сформировалась цивилизация, входя в зону, условиям которой не готовилась инфраструктура, и угрожающую возможности сельского хозяйства обеспечивать 8 миллиардов человек.

• ординарное поведение политиков: жадные и близорукие, на камеру поддакивают учёным и активистам о срочности ситуации, и продолжают никуда не спешить с переходом на безуглеродную энергетику.

В беспрецедентной ситуации нормальное поведение политиков отдаёт чистым безумием.

Представьте себе последние часы на Земле в фильме «Не смотри наверх», когда комету уже видно невооружённым глазом, а её размеры и неминуемость удара ощущаются физически. Или последние часы планеты Криптон, обнаружившей предательство своих лидеров. Будет ли странной в такой момент обезумевшая толпа, громящая Лувр и сжигающая Мона Лизу? Не думаю — как раз такие события и ожидаешь увидеть в подобный момент, безумие толпы лишь передаёт безумие ситуации.

Значит ли это, что это правильно и в этом стоит принять участие? Кому как, но не для меня: комета или нет, для меня это останется бессмысленным варварством. Но осуждения заслуживают не они. Вопрос к тем, кто довёл до положения вещей, когда разница варвар ты в Лувре или стоишь за свои принципы до последнего вздоха — утратила смысл, потому что конец одинаков, и ни моральный, ни аморальный выбор ни на что не повлияет и никому не станет уроком, потому что некому будет этот урок учить.

В ситуации «Не смотри наверх» или гибели Криптона главный враг не комета, а предательство и провал правителей, имевших возможность не допустить её в принципе, но выбравших поддерживать иллюзию нормальности вопреки меняющейся реальности.

Тактика активистов Just Stop Oil — это демонстративно абсурдными акциями, которые привлекают столько же внимания, сколько вызывают вопросов, создавать новостной шок, который на пару минут вырвет людей из ритма жизни по накатанной, задержит их внимание достаточно, чтобы разобраться, что к чему — и позволит обнаружить, что постановочная абсурдность акции лишь вспышка света, привлекающая внимание к абсурдности, граничащей с безумием реальности.

При этом исполнение акций продумано так, чтобы никак не повредить ни людям, ни ценностям: банка супа, за которую активисткам в Великобритании дали по два года тюрьмы, была брошена не в картину Ван Гога, а в бронестекло, за которым была картина Ван Гога.

Другие их акции — попытка разбить бронестекло музейной витрины молотком или окрашивание Стоунхенджа в оранжевый — тоже рассчитаны на то, чтобы привлечь внимание задолго до самой возможности какого-либо ущерба (лично я переживал за Стоунхендж, но оказалось, что краска легко смываемая обычным дождём).

По сути, броском супа в бронестекло в музее JSO ставят сценку «уничтожение Мона Лизы обезумевшей толпой в последние минуты перед ударом кометы»: это продуманная постановка с бутафорием и реквизитом, чтобы изобразить ущерб без реального вреда. Это превью грядущего безумия в безопасной театрализованной форме. Атака супом бронестекла или камней смываемой краской — это очень деликатная форма предупреждения о непостановочном безумии, которое разбудит, в конечно итоге, продолжение политики «всё хорошо, прекрасная маркиза».

Именно так это и нужно понимать: театрально разыгрывая безумие, Just Stop Oil пытается привлечь подлинное безумие ситуации, в которой лидеры самых богатых стран мира, будучи в курсе научных данных, прогнозов климатологов и уже невооружённым глазом видя нарастающую плотность и масштабы климатических аномалий, всё равно в каждом своем решении изо дня в день выбирают то, которое совпадает с нефтегазовым лобби.

Как относиться к активизму союзников: общее правило

Акция протеста требует смелости, реакция на протест союзников — дисциплины. Сам по себе протест не должен быть ни привлекательным, ни убедительным — это искажение нашего медийного времени. Фундаментальная цель протеста — это выражение протеста. Если протест искренен (то есть, мотивирован проблемой протеста, а не чем-то ещё), а проблема реальная — то он валиден.

Когда вы разделяете тему протеста — например, климатический протест Just Stop Oil, то из солидарности вытекает общее правило реакции на протест союзников: о протесте или хорошо, или никак.

Не осуждайте чужие тактики:

• в поляризованной пропагандой реальности даже ваше самое деликатное несогласие будет использовано для дискредитации темы протеста как таковой.

• не зная будущего, вы не знаете, что сработает и какую роль сыграет.

Посмотрите на ситуацию из худшего сценария развитий в будущем: люди, живущие в условиях экстремальной непогоды, убийственных пиков летней жары, опустынивания целых сельскохозяйственных регионов, когда голод угрожает миллиардам людей и сделал климатическими беженцами сотни миллионов, если и будут осуждать Just Stop Oil, то лишь за то, что они были недостаточно провокационны и не зашли намного дальше.

телеграм Левый Угол