Друзья, ни для кого не секрет, что период детства накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь человека. И существенное значение здесь имеет то, как были прожиты кризисы детского и подросткового возраста.
Сегодня поговорим о кризисе трех лет (может варьироваться от 2х до 4х лет).
Кризис трехлетнего возраста относится к числу острых и очень часто требует сопровождения психолога.
Характерные черты этого кризиса, проявляющиеся в поведении ребенка: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание, деспотизм, бунт.
На этом этапе происходит становление самосознания, появляется позиция "Я сам", формируется способность самостоятельно принимать решения, происходит первая сепарация от родителей.
Задачи ребенка в этот период: научиться конструктивному социальному взаимодействию, принятию решений, самостоятельной деятельности, освоить границы, установленные в окружающей социальной среде.
Задачи родителей: проявлять терпение, исключить острое реагирование и демонстрацию своей власти, установить четкую иерархию и границы и неукоснительно придерживаться их.
!!! На этом этапе огромное значение для развития ребенка имеет свободная игра. Помните как вы в детстве играли в песочнице, во врачей/учителей/мам и пап? Огромную ошибку совершают родители, которые сажают трехлеточек за парты, нагружая английским, шахматами, математикой и проч. Свободная игра - это лучшее, что вы можете предложить ребенку в этом возрасте. Почему? Потому что мозг трехлетнего ребенка физиологически еще не готов к дисциплинарным (не игровым) методам обучения.
!!! Еще одна ошибка - заменить игры гаджетами. Мультики и игры в телефоне не развивают мозг. Это всего лишь пассивное потребление чужого воображения. А ребенку жизненно необходимо развивать своё!
Если кризис трех лет прожит некорректно, то в будущем человек может столкнуться с проблемами:
- сложности в обучении
- сложности с самоопределением
- сложности с воображением, творческим/креативным выражением своих идей
- неспособность самостоятельно создавать себе радость, постоянная потребность в других людях или симулякрах (искусственных заменителях)
- неспособность к самостоятельному принятию решений, инфантильность
или наоборот
- склонность к постоянному сопротивлению/протесту, что влечет к пародоксальному сопротивлению в достижении даже своих собственных желаемых целей
- отсутствие индивидуальных границ и/или неспособность осознавать чужие границы
Что делать?
Алгоритм работы стандартный для когнитивно-поведенческой терапии:
- Осознать проблему и ее истоки (по-возможности).
- Определить деструктивные паттерны поведения (привычное поведение, негативно сказывающее на жизни) - позиция внутреннего ребенка
- Определить конструктивное (желаемое поведение) - позиция внутреннего взрослого
- Практиковать новое поведение - новую реальность - новый сценарий!
А за поддержкой, конечно, к психологу!
Если вам нужна помощь, чтобы разобраться в себе, приглашаю вас на консультацию. WhatsApp, Telegram +79063080838