Найти тему

Детские кризисы - как они влияют на взрослую жизнь. Ошибки родителей

Друзья, ни для кого не секрет, что период детства накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь человека. И существенное значение здесь имеет то, как были прожиты кризисы детского и подросткового возраста.

Сегодня поговорим о кризисе трех лет (может варьироваться от 2х до 4х лет).

Кризис трехлетнего возраста относится к числу острых и очень часто требует сопровождения психолога.

Характерные черты этого кризиса, проявляющиеся в поведении ребенка: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание, деспотизм, бунт.

На этом этапе происходит становление самосознания, появляется позиция "Я сам", формируется способность самостоятельно принимать решения, происходит первая сепарация от родителей.

Задачи ребенка в этот период: научиться конструктивному социальному взаимодействию, принятию решений, самостоятельной деятельности, освоить границы, установленные в окружающей социальной среде.

Задачи родителей: проявлять терпение, исключить острое реагирование и демонстрацию своей власти, установить четкую иерархию и границы и неукоснительно придерживаться их.

!!! На этом этапе огромное значение для развития ребенка имеет свободная игра. Помните как вы в детстве играли в песочнице, во врачей/учителей/мам и пап? Огромную ошибку совершают родители, которые сажают трехлеточек за парты, нагружая английским, шахматами, математикой и проч. Свободная игра - это лучшее, что вы можете предложить ребенку в этом возрасте. Почему? Потому что мозг трехлетнего ребенка физиологически еще не готов к дисциплинарным (не игровым) методам обучения.

!!! Еще одна ошибка - заменить игры гаджетами. Мультики и игры в телефоне не развивают мозг. Это всего лишь пассивное потребление чужого воображения. А ребенку жизненно необходимо развивать своё!

Если кризис трех лет прожит некорректно, то в будущем человек может столкнуться с проблемами:

  • сложности в обучении
  • сложности с самоопределением
  • сложности с воображением, творческим/креативным выражением своих идей
  • неспособность самостоятельно создавать себе радость, постоянная потребность в других людях или симулякрах (искусственных заменителях)
  • неспособность к самостоятельному принятию решений, инфантильность

или наоборот

  • склонность к постоянному сопротивлению/протесту, что влечет к пародоксальному сопротивлению в достижении даже своих собственных желаемых целей
  • отсутствие индивидуальных границ и/или неспособность осознавать чужие границы

Что делать?

Алгоритм работы стандартный для когнитивно-поведенческой терапии:

  1. Осознать проблему и ее истоки (по-возможности).
  2. Определить деструктивные паттерны поведения (привычное поведение, негативно сказывающее на жизни) - позиция внутреннего ребенка
  3. Определить конструктивное (желаемое поведение) - позиция внутреннего взрослого
  4. Практиковать новое поведение - новую реальность - новый сценарий!

А за поддержкой, конечно, к психологу!

Если вам нужна помощь, чтобы разобраться в себе, приглашаю вас на консультацию.  WhatsApp, Telegram +79063080838