Найти тему
ЛитКрат

Аргументы к сочинению на тему "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека"

1. Внутренний мир человека и его личностные качества:

а) Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": Родион Раскольников, главный герой романа, обладает сложным внутренним миром, который раскрывается через его мысли, поступки и внутренние монологи. Его теория о "право имеющих" людях и последующее преступление показывают глубину его внутренних противоречий и борьбу между добром и злом в его душе. Достоевский мастерски описывает психологические терзания Раскольникова, его мучения совести и постепенный путь к раскаянию, демонстрируя, как личностные качества человека могут влиять на его судьбу и мировоззрение.

б) Роман Л.Н. Толстого "Война и мир": Образ Пьера Безухова является ярким примером развития внутреннего мира человека. На протяжении романа мы наблюдаем, как Пьер проходит через различные жизненные испытания, меняет свои взгляды и убеждения, ищет смысл жизни. Его участие в масонстве, философские размышления о жизни и смерти, опыт плена - все это способствует формированию его личности и раскрытию его внутреннего мира.

в) Повесть А.П. Чехова "Палата №6": Доктор Андрей Ефимыч Рагин, главный герой повести, представляет собой сложную личность с богатым внутренним миром. Его философские размышления о жизни, смерти и страдании, его отношение к пациентам психиатрической больницы раскрывают глубину его характера. Чехов показывает, как внутренний мир человека может вступать в конфликт с окружающей действительностью, приводя к трагическим последствиям.

2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом:

а) Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита": Образ Понтия Пилата в романе является ярким примером нравственного выбора между добром и злом. Пилат, понимая невиновность Иешуа, тем не менее приговаривает его к смерти из страха перед властью и общественным мнением. Этот выбор преследует Пилата на протяжении веков, показывая, как отношение к другому человеку и нравственный выбор могут определить судьбу человека.

б) Рассказ А.И. Солженицына "Матренин двор": Главная героиня рассказа, Матрена, воплощает в себе высокие нравственные идеалы. Ее бескорыстие, доброта и готовность помочь другим контрастируют с окружающим ее миром корысти и эгоизма. Солженицын показывает, как отношение человека к другим людям может стать основой для нравственной жизни и противостояния злу.

в) Повесть В.Г. Распутина "Прощание с Матерой": В этом произведении автор рассматривает проблему отношения человека к своим корням, к природе и к другим людям. Старуха Дарья, главная героиня, отстаивает нравственные идеалы, связанные с уважением к предкам и родной земле, противопоставляя их прогрессу, который несет разрушение. Распутин показывает, как выбор между традиционными ценностями и современным прагматизмом становится нравственным выбором между добром и злом.

3. Познание человеком самого себя:

а) Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети": Евгений Базаров, главный герой романа, проходит путь самопознания через столкновение своих нигилистических убеждений с реальной жизнью. Его отношения с Анной Одинцовой, конфликт с "отцами", опыт любви и смерти заставляют Базарова переосмыслить свои взгляды и лучше понять самого себя. Тургенев показывает, как процесс самопознания может изменить человека и его мировоззрение.

б) Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени": Печорин, главный герой романа, постоянно анализирует свои поступки и чувства, пытаясь понять себя и свое место в мире. Его дневник становится инструментом самопознания, через который он исследует свою душу и мотивы своих действий. Лермонтов демонстрирует, как самоанализ может быть болезненным, но необходимым процессом для понимания собственной личности.

в) Повесть Л.Н. Толстого "Детство": В этом автобиографическом произведении Толстой описывает процесс взросления и самопознания главного героя, Николеньки Иртеньева. Через его наблюдения, мысли и чувства автор показывает, как ребенок начинает осознавать себя как личность, понимать свои сильные и слабые стороны, учиться анализировать свои поступки и отношения с окружающими.

4. Свобода человека и ее ограничения:

а) Роман Е.И. Замятина "Мы": В этом антиутопическом романе автор исследует тему свободы и ее ограничений в тоталитарном обществе. Главный герой, D-503, постепенно осознает ценность индивидуальной свободы и начинает бороться против системы, которая пытается контролировать каждый аспект жизни человека. Замятин показывает, как стремление к свободе может стать движущей силой для человека, даже в самых неблагоприятных условиях.

б) Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка": Петр Гринев, главный герой повести, сталкивается с ограничениями свободы, налагаемыми долгом, честью и присягой. Его выбор между верностью присяге и желанием спасти любимую девушку иллюстрирует конфликт между личной свободой и общественными обязательствами. Пушкин показывает, как человек может сохранить внутреннюю свободу и достоинство даже в условиях внешних ограничений.

в) Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита": Образ Мастера в романе является примером борьбы за творческую свободу в условиях цензуры и идеологического давления. Его отказ от своего романа и уход в клинику символизируют отказ от свободы под давлением обстоятельств. Однако вмешательство Воланда и любовь Маргариты помогают Мастеру обрести внутреннюю свободу и покой. Булгаков демонстрирует, как истинная свобода может быть достигнута через преодоление внешних и внутренних ограничений.

Эти аргументы из художественной литературы позволяют глубоко и разносторонне рассмотреть тему духовно-нравственных ориентиров в жизни человека, показывая различные аспекты внутреннего мира человека, его отношений с окружающими, процесса самопознания и борьбы за свободу.

Темы этого раздела:
→ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
→ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
→ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.