Найти тему

Коллективизм-индивидуализм на уровнях государства, культур, межличностных отношений.

Гертем Хофстеде, голландским исследователем, было впервые изучен аспект культурных различий таких как индивидуализм-коллективизм.

Представители коллективизма склонны говорить о себе в третьим лице - мы, у нас, так как для его представителей наиболее важны мнения, верования, ценности и идеалы своего общества. А когда человек говорит о себе то называет себя в соответствии с той ролью или статусом, который у него есть, либо это национальная принадлежность. Человек воспринимается в контексте состоящей группы, как бы неразрывно связанный с ней. Однако он воспринимается как безликий, лишенный индивидуальности. В данном обществе наиболее важны такие чувства как чувство принадлежности, чувство верности, преданности. Такое общество требует от человека соблюдение норм и правил, также предпологается что человек не должен иметь своих собственных мнений/убежений, отличных от группы. Если человек начинает думать иначе и действует в соответствии со своими убеждениями, отличными от группы то общество порицает такое поведение, делает человека изгоем. 

Но несмотря на это, в данное общество дает человеку чувство защищенности, комфорта, оказывает психологическую/материальную поддержку и т.п. взамен на запрет свободы воли, мыслей, жизни. Человек начинает воспринимать данные нормы как свои собственные. Чувство принадлежности к какой либо группе у человека заложено еще с древних времён, держаться вместе, объединять силы на преодоление трудностей, все это было необходимо для выживания человечества, а конкретнее определенного этноса, нации. Поэтому инстиктивно человек боиться остаться один, не хочет быть изгоем или даже позором своего общества. С ранних лет ребенка учат каким надо быть, как думать, какое поведение и стиль жизни для него будет приемлимым. Так начинает формироваться менталитет. 

Пример проявления коллективизма казнь Галилея Галилео, человека, которому хватило мужества иметь отличное мнение от мнения общества, который вошел в историю человечества. 

Ответственность распределяется между членами группы, что с одной стороны в некоторой степени хорошо для правильного распределения ролей и трудовой нагрузки, но чревато такими явлениями как лень, ситуации неразберихи, ситуаций где дело просто откладывалось и откладывалось в надежде на его самостоятельное завершение. 

Русская пословица:

Пока гром не грянет, мужик не перекреститься (откладывание дела в долгий ящик) 

Примеры коллективистких обществ это страны Азии и Африки.

Россия так же была ярким коллективистическим обществом, однако сейчас присутствует и индивидуализм.

Для коллективистических культур характерен традиционный уклад жизни, семейные ценности, деление людей на кланы, группы.

Большим плюсом в коллективистических обществах является наличие моральных ценностей таких как помощь ближним, родственникам, соседям, уважение к старшему поколению и т.п.

А сплоченность народа питает патриотизм, героизм. 

Но другая сторона монеты не так радужна, внешний мир и его представители не заслуживают такой гиперопеки, и даже случается так что с представителями других культур обходятся плохо, выражается это в обмане, похищениях и т.п.

Например, в африканских странах на базарах, рынках местные обманывают и даже обворовывают людей, которые приезжают из европейских стран. Руководствуясь принципом- если белый, значит богат, а у богатого много денег и можно ограбить. При этом белый человек не рассматривается как личность, индивидуальность, он всего лишь представитель европейской расы, о которой у местного населения сложились собственные стереотипы. 

Существует так же гипертрофированный коллективизм, это бандитизм, терроризм, кумовство, где людей объединяет общая идея, где иные человеческие жизни и личность человека не принимается во внимание. 

Подведя итог, в коллективизме человек не рассматривается как индивидуальность, он всего лишь представитель определенного сообщества. Слабо выражены или вообще отсутствуют такие понятия как личное счастье, свобода выбора, любовь, есть по большому счету понятия ответственности перед семьей, ответственность и преданность своему обществу, патриотизм.

В индивидуалистических обществах человек говорит о себе от первого лица. Индивидуальность, личность человек очень важна. Человек большее время принимает участие в своей жизни, образовании, карьере, хобби, отношениям. Ориентируется на внутренние ценности, убеждения, формируется собственное мировоззрение.

Благодаря этому человек может духовно развиваться, свободно выбирать то, что ему необходимо в его жизни, то что сделает его счастливым. 

На государственном уровне человека не ограничивают в его истинных правах, на жизнь, свободу слова и т.п. 

К примеру взять страны Европы, где права людей из ЛГБТ не ограничиваются, и имеется ввиду если ты не такой как все то это не значит что у тебя нет прав на существование, работу, обучение, отношения. И даже к пропаганде ЛГБТ другие люди в Европе относятся более терпимо, чем люди из коллективистического общества. Им просто нет дела до того, кто какой, чем занимается. Люди погружены в свою жизнь. Детей там с раннего возраста учат что если ребенок увидит двух мужчин, держащихся за руки, то это нормально, что это их выбор, просто нужно следовать своей дорогой. 

С одной стороны это все развращает общество. В подростковом возрасте дети не имеют четкого представления о себе, своей жизни. Ведут так сказать поиск себя. И могут свернуть не на тот путь.

С другой стороны они живут в среде где нет жестких запретов. Ведь бывает так что жесткие запреты наоборот провоцируют у подростков нежелательное поведение. 

Однако в обществе где каждый сам по себе и сам за себя слабо выражены такие ценности как поддержка и помощь представителям своего общества. Например пословица "моя хата с краю, ничего не знаю" как одно из проявлений индивидуализма. 

Однако и в индивидуалистких обществах люди могут заботиться о других, но здесь это происходит не от того что так принято, а человек в своем поведении исходит из собственных побуждений, желаний. 

На уровне семьи например детей воспитывают так, как родители сами считают нужным. С раннего возраста у детей много свободы. Их не наказывают жестко за провинности. Так же повзрослевшие дети сами выбирают какими им быть. Заботиться ли о родителях или нет, кем стать, где работать, во сколько лет жениться/выходить замуж. 

С одной стороны это действительно хорошо, свобода выбора позволяет развиваться по жизни, но с другой стороны излишняя свобода может пагубно влиять на характер и поведение детей. Необходима золотая середина. 

В межличностных отношениях индивидуалисты отличаются еще и тем, что каждый сам за себя отвечает. Взять к примеру свидание мужчины и женщины в ресторане. Мужчина платит за себя, женщина за себя. И это не из-за жадности. Люди исходят из убеждения что каждый должен платит сам за себя, то есть не перекладывать ответственность на другого. В связи с этим понятия феминности/маскулинности размываются. Женщины могут вести себя как мужчины, а мужчины как женщины. К тому же за это никто осуждать не будет, ведь человек при желании может сменить даже пол, в отличие от коллективистических обществ, где есть четкое представление каким должен быть мужчина, и какая должна быть женщина, а так же их роли. 

Еще одна черта индивидуалистов это способности успешно конкурировать с другими, выигрывать, быстро заключать сделки и т.п.

Они не тратят время на установление отношений, в отличие от представителей коллективистких общест. Это некий эгоизм. Можно по разному к этому относиться, но именно индивидуалистические общества экономически развиты и урбанизованы, потому что каждый член общества стремится привнести свой вклад наиболее быстро и качественно, реализуя собственные таланты, получая взамен достойную оплату своего труда. Ведь тогда человек понимает что его труд не напрасен, его труд цениться и уважается. 

В индивидуалистических обществах права человека наиболее уважаются и принимаются во внимание.

Недаром существует Европейский суд по правам человека, где защищаются нарушенные права человека на жизнь, свободу. 

Однако стоит заметить что в большинстве случаев нет абсолютно чистого коллективистического общества или индивидуалистического. Если на это смотреть на уровне государства то это может проявлятся в нормах, правах и обязанностях граждан, с помощью которых власть управляет людьми, но что касается личных убеждений то все больше людей склоняется к свободе выбора. В связи с этим если человек не согласен с политикой данного государства он при возможности мигрирует в другую страну, где ему будет комфортнее жить в соответствии со своими ценностями и убеждениями, либо он тепит и согласается лишь внешне.

На уровне культурных различий люди тоже начинают менять свои прежние убеждения, которые им диктовало их общество. Случается это после акктулиризации- переезда в другую страну с другим укладом жизни. Но стоит отметить что большинство людей где-то глубоко внутри себя сохраняют свое культурное наследие, так как их культура- образ жизни, поведения, мышления, национальный язык, все это влито в сердце и душу с раннего возраста, и избавиться от этого полностью практически невозможно. Но есть и такие, кто полностью отказывается принимать и понимать другую культуру, сепарирует. 

Подведя итог хочеться отметить что идеальных культур, обществ, не существует. Если придерживаться золотой середины и брать только самое лучшее из коллективизма и индивидуализма то можно было бы построить идеальное общество. Печально только то, что этому не суждено сбыться...