Найти тему
Код Памяти

Владимир Мясищев. Нереализованный гений авиации

Владимир Мясищев — имя, которое не всегда звучит на устах публики, однако его вклад в авиационную науку и технику не вызывает сомнений. Этот выдающийся конструктор, дизайнер и исследователь оставил свой след в истории авиации, хотя многие его идеи остались нереализованными.

Родившись в начале XX века, Мясищев проявил интерес к технике с ранних лет. Он стал одним из первых, кто начал изучать возможности реактивного движения, опередив свое время на целые десятилетия. Будучи истинным новатором, он разрабатывал проекты, которые были поистине революционными для своего времени. Однако, несмотря на это, некоторые его создания так и не нашли отражения в массовом производстве.

Одним из самых амбициозных проектов Мясищева был концепт дальнего бомбардировщика, который мог отправляться в длительные полеты с высокой скоростью и маневренностью. Он уделял особое внимание аэродинамике, что позволяло добиться высоких показателей летных характеристик. Несмотря на то что его идеи не всегда реализовывались, они вдохновили многих последующих инженеров и конструкторов.

Биография

Владимир Михайлович Мясищев родился 28 сентября 1902 года в городе Ефремове, в то время Тульской губернии.

Родился в семье купца второй гильдии в Ефремове, расположенном в Тульской губернии. В своей автобиографии он указывал, что его родители были служащими. Первые годы жизни и юность он провел в Ефремове, где в 1918 году завершил обучение в реальном училище. В январе 1913 года Владимир начал обучение в Ефремовском реальном училище, которое находилось рядом с городским садом (в настоящее время данное здание не сохранилось). С осени 1918 года произошло объединение реального и духовного училищ, а также женских и мужских гимназий. Старшие классы этих образовательных учреждений были объединены и стали основой первых Ефремовских советских школ II ступени.

В 1920 году он поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), которое успешно окончил в 1926 году. С 1923 года он активно занимался конструкторской деятельностью на научно-исследовательском аэродроме. Его путь как конструктора, ученого и педагога был насыщен множеством достижений. В годы учебы он трудился в ЦИАМ, в группе под руководством Климова, где участвовал в разработке авиационных двигателей, которые только начинали создаваться в Советском Союзе. В дальнейшем Мясищев работал на научно-опытном аэродроме Военно-воздушных сил, а затем, как и многие другие специалисты в области авиации, несколько лет провел в отделе по разработке экспериментальных самолетов.

Мясищев, еще будучи студентом Московского высшего технического училища, параллельно с учебой выполнял обязанности чертёжника, а потом конструктора на научно-исследовательском заводе. В своей дипломной работе он сосредоточился на проектировании цельнометаллических истребителей. После завершения учебы в МВТУ, он устроился аэрогидроопытное строительство ЦАГИ, где начал трудиться в отделе под руководством Туполева.

В этот период проходила проектировка самолета ТБ-1, а позже и ТБ-3, в которой активно участвовал Владимир Мясищев. Он отвечал за проектирование крыльев для этих моделей. Он также работал над созданием фюзеляжа, использующего тонкостенные хромоникелевые трубы. Важной задачей было не только освоение новых технологий, но и организация производства этих труб. Результаты работы по конструкции фюзеляжа оказались успешными. Самолет ТБ-3 обладал двумя отсеками для бомб и имел возможность нести нагрузки до десяти тонн.

В январе 1938 года Мясищев был задержан, а в мае 1940 года получил десять лет тюремного заключения по обвинению в «вредительстве». Во время своей отсидки он трудился в «спецтехотделе», занимаясь проектированием высотного истребителя «ВИ-100». Уже 25 июля 1940 года он вышел на свободу досрочно.

Владимир Михайлович приступил к проектированию высотного бомбардировщика и быстро разработал предварительный эскиз, который стал основой для создания конструкторского бюро под его руководством. Идея получила поддержку властей, и в итоге было сформировано бюро по разработке под руководством Мясищева. Работы над самолетом продолжились, и в 1938 году Владимир Михайлович представил конструкцию дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102, оснащенного двумя мощными опытными моторами М-120.

В ОКБ Мясищева в годы Великой Отечественной войны не прекращались разработки новых бомбардировщиков. Одним из значимых проектов стал дальний высотный бомбардировщик ДВБ-108, который был построен летом 1944 года. Этот самолет внешне напоминал Пе-2И, однако отличался более мощными моторами.

Достижения

Проектирование ТБ-3 стало важным этапом перед созданием самолета «Максим Горький». Разработкой крыла для этой модели занимался Мясищев. Позднее Владимир Михайлович перешел в специализированное конструкторское бюро Туполева, где ему доверили работы над экспериментальными самолетами.

В 1937-1938 годах Мясищев инициировал и осуществил переработку документации, а также организацию серийного производства транспортного самолета Douglas DC-3 на заводе в Химках. В результате творческой адаптации конструкции к отечественным технологиям и установки русских двигателей была создана улучшенная версия этого самолета, она называлась Ли-2. В Советском Союзе было произведено около 14 000 экземпляров в разных модификациях, которые использовались в авиации почти четыре десятилетия.

Самолет, спроектированный Владимиром, обладал множеством современных технологий. Он имел шасси с передней стойкой, защищенные кабины для пилотов и оборудования, а также дистанционно управляемое оборонительное вооружение. В начале военных действий на эвакуированном заводе были изготовлены два первых опытных экземпляра данного типа.

В конце 1945 года под руководством Мясищева команда ОКБ разработала концепцию реактивного бомбардировщика РБ-17, оснащенного четырьмя турбореактивными двигателями РД-10. Самолет был спроектирован с двумя герметичными кабинами и трехколесным шасси, которое убиралось в фюзеляж. Разрабатываемая максимальная скорость достигала 800 километров в час.

В октябре 1945 года значительная группа сотрудников ОКБ и серийного завода под руководством Владимира Мясищева получила высокие правительственные награды. Однако вскоре после этого конструкторское бюро было расформировано из-за низкой эффективности его работы. Владимир Михайлович был назначен деканом авиационного факультета Московского авиационного института имени Орджоникидзе, а позже стал заведующим кафедрой на этом факультете.

Семья, предки, потомки

Дед Володи Мясищева, Михаил Григорьевич, управлял гастрономом на самой престижной улице города, Московской. Он взял в жены вдову Агафью Васильевну. На протяжении пятнадцати лет их брак оставался бездетным. Однако в 1873 году семья Мясищевых наконец-то ощутила радость родительства и у них родился долгожданный сын, которого назвали Михаилом.

Став взрослым, он встречает полячку Янинку. Молодые сбегают и тайно венчаются в Москве. Через несколько месяцев они возвращаются и у них появляется первенец, которого называют Володя. В последующем в семье родилось еще два сына. Владимир очень любил свою маму.

Летом 1927 года Мясищев впервые воспользовался отпуском и отправился на юг, в Судак. Здесь он остановился на даче, принадлежавшей известному композитору и классике армянской музыки Александру Афанасьевичу Спендиарову. Эта дача была настоящим культурным центром, полной гостей — как близких друзей, так и просто знакомых. Постояльцы приходили и уходили, создавая бесконечный поток визитеров, и сложно было разобраться, кто именно и сколько времени проводит здесь.

По завершении своего отпуска Владимир Мясищев женился на одной из дочерей Александра Афанасьевича, Ляле, которая преподавала английский язык. Это необычное событие произошло так стремительно, что невеста узнала фамилию своего мужа только в ЗАГСе. Летние каникулы Володи завершились шумной свадьбой и весельем, которое собрало всех его друзей, отдыхавших тогда на даче Спендиаровых.

Владимир Мясищев стал символом нереализованного гения авиации — человека, чьи идеи могли бы изменить облик небес, если бы их удалось воплотить в жизнь. Его наследие продолжает жить в сердцах тех, кто изучает авиацию, и вдохновляет новые поколения инженеров на свершения в этой захватывающей и сложной области.

Такие целеустремленные, интересные люди и уникальные личности вносят свой особый вклад и оставляют след во всеобщей истории. Именно поэтому многие начинают интересоваться их семейным древом. Их родословная вызывает настоящее неподдельное любопытство. Но оставить своеобразный след в отношении собственных родственников теперь может действительно каждый.

Сделать это удастся, если воспользоваться такой возможностью, как уникальный цифровой памятник. Его получится создать странице памяти, отвечающей за память предка. Благодаря такому ресурсу через время и многие годы удастся пронести воспоминания о том, кто при жизни был так близок. Здесь можно сделать генеалогическое древо всей семьи.

Благодаря этому сохранение памяти о предках будет вечным напоминанием для последующих потомков. История о них будет жить вечно, как в сердцах семьи, так и для многочисленных друзей, знакомых, коллег через такую страницу. Это своеобразный код жизни, который останется для последующих поколений. Семейное древо удастся сделать прямо сейчас, если заглянуть на сайт Код Памяти.