В заброшенном цикле о русской музыке осталось много пробелов. Из них — один глобальный: ничего о балете. Но ведь надо понять, почему «мы впереди планеты всей». Были, да пока еще и остаемся.
Как некоторые, возможно, помнят, русскую музыкальную культуру «сделал» XIX век. Мировое искусство проходило очередные этапы своего развития (романтизм, неоклассицизм, импрессионизм, модернизм). Русское искусство, как внушительная и влиятельная часть западного, родилось, развилось и прогремело фактически за один век.
Еще раз: это вовсе не означает, что до того не было ничего. Было народное искусство, были профессиональные жанры в церковной музыке, потихоньку развивалась светская музыка, но XIX век — это просто взрыв сильнейшей силы. Он коснулся всех областей искусства и произошел бы и сам по себе. Но всегда надо с чего-то начинать, брать что-то за образец, ставить, экспериментировать, воспитывать школу. Так «вспомним, как все начиналось», тем более что подошел не самый круглый, но все же юбилей.
Об итальянском десанте в Россию я уже не раз писала. Артисты приезжали целыми труппами. Композиторов приглашали специально, и не абы кого, императорский двор стремился получить на службу людей с мировыми именами. Уж если нам нужен свой, русский балет, то пусть нам поможет в этом человек, который пишет музыку для театров в Италии, Франции, Англии.
Так в Россию приехал человек, который писал музыку для самых крупных и знаменитых театров в Европе: «Ла Скала» в Милане, Парижской оперы, Театра Её Величества в Лондоне.
Цезарь Пуни, родившийся в Генуе 31 мая 1802 года, умерший в Санкт-Петербурге 14 [26] января 1870 года — один из тех итальянцев, кто внес огромный вклад в русское искусство. Когда еще по телевизору что-то человеческое иногда показывали, можно было наткнуться на праздничный номер в каком-нибудь концерте — что-нибудь из «Эсмеральды» или «Дочери фараона». Ну да бог с ним, с телевизором, у Пуни счастливая судьба: большинство его балетов до сих пор ставятся по всему миру, во всех театрах, на всех сценах.
О жизни Цезаря Пуни известно немного. Возможно, все его устремления и чаяния были связаны с работой. Иное было бы странно: Пуни написал музыку к 312 балетам (и это не считая опер, месс и др.). Сейчас некто песенку из трех аккордов напишет и числит себя в «композиторах». Ну пусть потешатся люди, на то и эпоха постмодерна. Но творцов прошлого иначе чем титанами не назовешь.
У балетной музыки — своя специфика. Надо хорошо чувствовать танец, все возможные движения и при этом следовать драматургическому замыслу. Где «выход» — знакомство с героями, где общие, «народные» сцены, где завязка, кульминация, развязка, где «простой» дивертисмент.
Но вернемся на секунду к тем целям и задачам, которые стояли тогда перед русской культурой. Первая русская опера была уже написана (и вторая, и третья). Русская опера уже начала победное шествие по Европе. А вот балета «на русскую тему и русские темы» еще не существовало. Эту задачу и выполнил Цезарь Пуни.
Надо сказать, что к тому времени всем нам известная и любимая сказка «Конек-Горбунок» вышла уже без цензурных купюр. Тем не менее создатели балета (сам Пуни и балетмейстер Артур Сен-Леон) в либретто немного изменили и героев, и сюжет. В принципе — это была обычная практика, и я не знаю, как к этому отнесся сам Петр Ершов.
Сюжет, действительно, был несколько переработан: например, вместо Царя в балете — Хан. Как писал известный историк балета Бахрушин:
…сама же сказка являлась аллегорией отмены крепостного права. Царь-девица олицетворяла желанную свободу, хан воплощал в себе силы реакции, Иванушка символизировал темный и простоватый «добрый русский народ», и наконец, Конек-Горбунок являл собою некоего светлого гения России.
Н. Некрасов так крепко прошелся по этому балету, что цитировать не берусь, во избежание. Прошлись по нему и многие другие. И дальше, уже в СССР, балет с удовольствием ставили, но поругивали: где собственно, «идея революционной борьбы?»
Увы, искусство неотделимо от общества. Оно, может, и радо было бы, но общество все равно нагонит. Нагонит, догонит, где перевернет все с ног на голову, где правду-матку скажет, недооценит или переоценит — все, как обычно. «Искусство для искусства» не получается. Так произошло и с «Коньком-Горбунком»: успешный, но обруганный, а сейчас — одна из жемчужин балетного репертуара.
Кроме «идейности» немного досталось и музыке, и танцам. Цезарь Пуни широко использовал известные ему русские народные темы, а французский балетмейстер Сен-Леон и вовсе в конце-апофеозе балета сделал огромный дивертисмент из 22 танцев народов, населяющих Российскую империю. Не обошлось без анекдота: например, есть номер под названием «Уральский танец». Что это такое — никто не знает (на Урале проживает много народов), тем более этого не мог знать парижанин. Но поставил, а итальянец музыку написал — почему нет?
Зато некоторые характерные движения русского танца тут же стали достоянием всего общества России, а очень скоро — Европы. А музыкальные русские интонации вошли точно так же в балетную сферу. Что-то подслушанное на улицах, что-то «изъятое» из известной уже музыки. И даже — Серенький козлик. Да, именно в мазурке в последней сцене танцуют под «Жил-был у бабушки серенький козлик».
(Что было раньше — Серенький козлик или музыка Пуни — я до сих пор не знаю. Где-то говорили, что песенка — и вовсе на мотив лендлера Моцарта, но хотелось бы найти тот лендлер. Одним словом, не исключено, что всем известная песенка пришла из балета русского итальянца Цезаря Пуни.)
Желающие посмотреть-послушать сцены из балета «Конек-Горбунок» могут найти на Ютубе «Танец золотых рыбок» или «Трио Океана и Жемчужин», или «Танец оживших фресок».
Пуни умер в Санкт-Петербурге, там же и похоронен на католическом кладбище. А вот сын его Андрей уже был крещен и проработал всю жизнь тоже в театре — виолончелистом.
Еще интереснее внуки Цезаря Пуни. Это, конечно, не столь удивительный случай, как с потомками другого русского итальянца — Катерино Альбертовича Кавоса, чьи внуки-правнуки-прапрапра… получили свою заслуженную славу по всему миру (от всех Бенуа, к Зинаиде Серебряковой и английскому режиссеру Питеру Устинову). Тем не менее два внука Чезаро Пуньи, или Цезаря Пуни, стали знамениты. О них коротко — в другой раз.
Автор — Галя Константинова
Источник — ШколаЖизни.ру