Найти тему
Две Войны

Главное заблуждение о танках, которое немцы не учли в войне с СССР

Какая техника ведет к победе в войне? Вывод довольно не однозначный, но опыт войны заставил его сделать. Действительно, в условиях блицкрига выигрывает самая продвинутая техника. Но, если конфликт затягивается, то вся техника становится просто расходным материалом, который надо постоянно пополнять? И тут уже на первый план выходят совсем другие показатели.

В первую очередь, это способность промышленности воспроизводить ее в достаточных объемах. Кроме того, надежность, ремонтопригодность в боевых полевых условиях, возможность восстановления после боевого поражения.

Немецкое танкостроение шло по пути усложнения конструкции, пытаясь добиться решающего превосходства по боевым качествам. Советское танкостроение, скорее, по пути упрощения и удешевления. Самый очевидный пример, это Т-34 и «Пантера».

«Пантера» собрала в себе все новинки: полуавтоматическую коробку передач, рычаги управления с гидроприводом, продувку ствола орудия после выстрела, приборы ночного видения, автоматическую систему пожаротушения и др.

Т-34 часто представляют как танк нового поколения, а по сути это результат глубокой модернизации БТ-7. Приборы наблюдения остались на уровне 30-х годов, рычаги тяжелые, так как механические тяги приводов управления тянулись через весь танк, трансмиссия устарела. Подвеска Кристи не позволяла вести стрельбу с хода из-за сильного раскачивания. Наличие всего 4-х членов экипажа вело к перегруженности командира (он еще и наводчик).

Не стоит думать, что вариантов глобальной модернизации Т-34 не было. Это и Т-43, и Т-34М и, безусловно, первый танк нового поколения Т-44, сочетающий в себе массу и подвижность среднего с защитой и вооружением тяжелого. Но по этому пути не пошли. Перестройка производства резко снизила бы объемы производства. Поэтому ограничились мероприятиями, которые позволяли модификацию провести быстро и без особых затрат.

Т-34-85 получил более мощное вооружение. Трехместную башню. Появилась новая коробка передач. Но подвеска и корпус остались практически неизменными. Да, простота и технологичность производства Т-34 были куплены ценой колоссального отставания в эксплуатационных характеристиках. Перевесили другие соображения.

Обстоятельства требовали максимальной простоты конструкции, это было и личным и очень жестким требованием Сталина. Все недостатки, вызванные простотой новых моделей, искупались массовостью их производства.

К началу 1945 года, несмотря на переход к Т-34-85, трудоемкость изготовления Т-34 снизилась по сравнению с 1940 г. в 2,4 раза, в том числе бронекорпуса – в 5 раз, дизеля – 2,5 раза. Т-34 был очень ремонтопригоден, утрируя можно сказать, что большинство неисправностей устранялись силами экипажа с помощью кувалды, лома и известной матери. И живучий, многие подбитые танки за время службы восстанавливались по нескольку раз.

«Пантера» задумывалась как основной танк панцерваффе с довольно большим объёмом производства — 600 танков в месяц. Но техническое превосходство «Пантеры» привело к тому, что она превзошла по трудоемкости Pz-IV почти в два раза. То есть вместо одной „Пантеры“ можно было произвести два Pz-IV. Это оказалось неоправданной роскошью в условиях тотальной войны экономик. Переход на «Пантеру» означал резкое снижение объемов выпуска, Германия вообще могла остаться без танков.

«Пантера» требовала очень квалифицированного и своевременного технического обслуживания, любой более-менее сложный ремонт был возможен только в заводских условиях.

Что касается восстановления, то для эвакуации тяжелой «Пантеры» даже в сухую погоду требовалось два стандартных вермахтовских 18т тягача Zugkraftwagen 18t. По глубокой грязи не хватало и четырех. Пришлось на базе «Пантеры» выпускать специальные тягачи Bergepanther, которые использовались только для того, чтобы отбуксировать подбитые танки с передовой в ближний тыл. А таких тягачей требовалось как минимум 4 на батальон (4 роты по 17 танков).

Поэтому планировавшийся к снятию PzKpfw IV так и продолжали выпускать до конца войны, и именно он стал самым массовым танком Рейха. Любопытно, но жизнь подтвердила вывод о востребованности более простой техники.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Тягач Bergepanther. Фото в открытом доступе.
Тягач Bergepanther. Фото в открытом доступе.

Очень продвинутые в техническом отношении «Пантеры», которые многие считают лучшим танком Второй мировой, завершили свою карьеру в 1945-м году. А вот более простые PzKpfw IV и Т-34-85 сотнями принимали участие во многочисленных локальных конфликтах 40-50 гг. в Азии и Африке. Оба стояли на вооружении армий Европы, как в странах НАТО, так и Варшавского договора. А последнее их применение зафиксировано в Югославии на рубеже 1990—2000 гг.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, можно ли назвать простоту в производстве ключевым преимуществом советских танков?