Найти тему
Кино без мужа

«НА МЕСТЕ МАРТЫ Я БЫ ПОСТУПИЛА ТАК ЖЕ!» — КОГДА ПОСТУПОК ВАЖНЕЕ ЛИЧНОСТИ, СОВЕРШИВШЕЙ ЕГО

Скриншот фильма "Не могу сказать прощай!"
Скриншот фильма "Не могу сказать прощай!"

В комментариях к статьям о мелодраме «Не могу сказать прощай»! всегда разворачивается бурная полемика. Решения и поступки главных героев вызывают у зрителей сильные эмоции, поскольку ключевые моменты сюжета связаны с фундаментальными понятиями жизненных ценностей: брак, семья, любовь.

Судьи и адвокаты есть у всех троих: и у Марты, и у Сергея, и у Лиды. Лично я разделяю мнение, что положительных героев среди этих троих нет (единственный положительный персонаж в фильме — милиционер Вася). Касательно центральной троицы: хороши все. И расчетливая холодная Марта, и неуемная, одержимая желанием осчастливить Сергея Лида, и сам самовлюбленный и эмоционально недалекий Сергей.

Но больше всех достается Марте. Аргументов в ее защиту хватает, но призывы по-человечески понять ее по моим наблюдениям терпят фиаско. В конечном итоге факт остается фактом: Марта предала Сергея. И эту горькую пилюлю не подсластить рассуждениями о простом женском желании жить жизнью обычной семьи, а не тянуть на себе лежачего инвалида. Защитницы Марты, приводя свои доводы, обычно заканчивают признаниями «я не знаю, как поступила бы на ее месте» и «я бы не хотела оказаться на ее месте». Во всяком случае, я не помню, чтобы кто-то четко, черным по-белому написал: «На месте Марты я бы поступила так же»!

Но на самом деле оценивать Марту как отрицательного персонажа бессмысленно. Все мы не ангелы, имеем недостатки и слабости, и в сложной жизненной ситуации порой делаем неправильный выбор.

А вот поступок Марты, конкретное действие, которое она совершила в результате многодневных раздумий, смысл есть. Именно он является основной воронкой полемики. Это однозначно отрицательный поступок, который и лег несмываемым пятном на ее персонаже.

Наивно полагать, что у нее просто сдали нервы. Что Марта умеет думать наперед, в фильме показано. Убежала из дому она, не забыв прихватить чемодан с платьями — ведь ей еще предстоит выходить на дискотеку на охоту.

Скриншот фильма "Не могу сказать прощай!"
Скриншот фильма "Не могу сказать прощай!"

Сюжет фильма — редкая история. Ситуация, в которую попали главные герои — совершенно особый случай с максимально напряженными критическими условиями. Тем не менее, правильную оценку поступку Марты может дать любой.

Все дело в том, что она открыто пошла против одного из основных принципов, заложенных в понятие семьи, а именно — принцип безопасности. Члены семьи должны заботиться о безопасности друг друга, Марта же это право Сергея грубо попрала. Своим предательством она нанесла ему сильнейшую эмоциональную травму, прекрасно зная, что он и так в глубокой депрессии. Кроме шуток — в таком состоянии люди зачастую принимают решение добровольно уйти из жизни. Любому больному нужна моральная поддержка, а Марта своим побегом воткнула нож в спину и без того еле живого в эмоциональном плане Сергея.

Да, люди сходятся и расходятся, и неизвестно, остался бы сам Сергей с женой, но я не вижу смысла рассуждать об этом, поскольку в фильме стоял выбор лишь одного конкретного человека — Марты.

Вступление в брак априори подразумевает гарантию, что человек будет рядом и в радости, и в горе — такую клятву давали раньше жених и невеста друг другу. И в этом глубокий смысл, это то, что заложено в общественном сознании как незыблемое и непреходящее. И Марта была в курсе, она понимала, что делала, но позволила себе это.

У Марты не было ни глубокой убежденности в нерушимости брака, ни искренней любви к мужу, поэтому она сбежала огородами от него. Сбежала искать другого — в этом ее упрекает Лида, встретив на дискотеке. И Марта признает это, отрезав: а ты попробуй на мое место. Если травма Сергея была трагической случайностью (и подтолкнули его к этому жена и друг), то Марта бросила больного беспомощного мужа осознанно.

У ее поступка нет оправданий, поскольку она даже не попыталась пройти испытание, выпавшее на долю семьи, частью которой являлась. Оправдывают Марту исходя из парадигмы отношений мужчина — женщина. Но в фильме речь не об этом, а о семье. О верности и преданности, которые в норме должны присутствовать в любой семье. И там, где их нет, больно. И эта боль отзывается в любом из нас.

Тем, кто плохо помнит сюжет: Марта не хотела, чтобы мать забрала мужа из больницы, потому что «ему нужен уход». В больнице его обеспечивали медсестры, а дома — жена и мать. При первой попытке близости, когда Сергея скрутило от боли, она ушла на второй этаж. Поскандалила с бывшим другом и начальником мужа, когда тот просил Сергея подписать заявление, в котором он брал на себя ответственность за то, что нарушил технику безопасности — из-за надбавки к пенсии. Сбежала огородами после того как не смогла пойти на праздник к соседям и при муже собирала чемодан. Что это, как не верх бесчеловечности? Раз уж решила ничего не объяснять, так хоть бы проверила, что он точно спит. Да, она прожила еще год с Сергеем после его травмы, но фактически уже была ему чужой и не особо это скрывала. Принимала решение, определялась, как будет жить дальше. Все, что делала Марта год после травмы Сергея, она делала для себя. Выполняла функции сиделки, поскольку жила в одном доме с мужем и его матерью. Возможно, лелеяла надежду, что он поправится — чтобы дальше обеспечивать ей жизнь, которой она хотела. А потом разом сорвалась, понимая, что найдет такого же, но здорового. Как человек Сергей Марту не интересовал.

Скриншот фильма "Не могу сказать прощай!"
Скриншот фильма "Не могу сказать прощай!"

Эмоциональной связи, поддержки от нее не было, Сергей это чувствовал. Ей не было больно видеть его страдания. Марта страдала по себе и утраченным возможностям, это в фильме показано четко. Вот если бы она была эмоционально вовлечена в состояние мужа, если бы прилагала усилия, чтобы переступить предел, обозначенный обстоятельствами — тогда все эти «не каждая сможет тащить на себе мужа-инвалида» соответствовали бы действительности.

Никого она не тащила — во всяком случае, эмоционально. А ведь это самое тяжелое в подобных случаях. Вынести судно и подмыть, простите, не великое и несложное дело. У Ватагина, как деликатно нам намекают, сугубо мужские функции остались сохранными. И мобильность появилась благодаря добытой Лидой коляске. И зарабатывать он начал изготовлением игрушек позже... И это не единичный случай, когда люди с ОВЗ, калеки, как назвала мужа Марта, обеспечивали себя и свои семьи. А потом он и вовсе встал на ноги...

А Марта — она такая, какая есть. Навешивать на нее ярлыки не имеет смысла — после того, как она поступила, точно не имеет смысла.

Друзья, теперь "Кино без мужа" будет и в телеграмме