Найти тему
НожиКофф

Кинжал с ушами: необычное, красивое, опасное оружие

Экзотический на вид кинжал с ушами (ушастый кинжал), по-видимому, был завезен в Европу через Испанию и, скорее всего, имеет мавританское происхождение. Один из самых ранних известных образцов, хранящийся сейчас в оружейной палате в Мадриде, принадлежал Баобдилу, последнему мавританскому королю Гранады, чье правление закончилось в 1492 году.

Считается, что Диего де Шайас, резчик по железу и дамасский художник предположительно испанского происхождения, работавший как для Франциска I Французского, так и для Генриха VIII Английского, создал несколько кинжалов в этом стиле.

-2

Одним из них может быть dague à oreilles (ушастый кинжал), который упоминается в описи 1561 года среди французского королевского герба, а другой может быть изображен на портрете юного Эдуарда VI в роли принца Уэльского примерно в 1546 году. Похожий по внешнему виду ушастый кинжал с подписью Диего выставлен в Музее искусств Метрополитен.

-3
-4
-5

Ушастый кинжал (образец)

Рукоять характеризуется большими круглыми "ушками" на конце хвостовика. Костяные накладки с заклепками образуют ушки и гарды веретенообразной формы. Эти бляшки украшены листвой и надписями, на одном ухе написано "AVDA FORTVNA", а на другом "FIDES FICIT".

-6

Ушки прикреплены к хвостовику с помощью заклепок, закрепленных большими пуговицами из позолоченной стали в форме сосновых шишек. Прямой кончик обоюдоострый, с краями разной длины. Основание кончика утолщено и асимметрично расширяется к верхнему краю.

-7

Навершие, основание рукояти и накладки выполнены из синего и дамасского золота с различными охотничьими сценами на лиственном фоне. Этот ушастый кинжал украшен сценами охоты в ярко выраженном французском стиле. На этих сценах изображены охотники, трубящие в рога, несущие копья для охоты на кабана, и гончие, преследующие оленя.

Они основаны на гравюрах на дереве из серии Часослов, изданных в Париже Симоном Востре в 1490-х и начале 16 века. Анонимный художник, ответственный за эти иллюстрации, был идентифицирован как создатель знаменитых гобеленов Сушаля "Охота на единорога".

-8

Хотя источники, использовавшие дамасскую гравюру для украшения этого кинжала, датируются концом XV - началом XVI веков, сам кинжал, скорее всего, был создан примерно в 1540 году. Выступающие металлические пуговицы и шайбы, прикрепленные к рукояти, по-видимому, являются более поздними деталями и были изображены на рисунке, представленном в гильдию ювелиров в Барселоне 7 мая 1538 года Кристофолом Жоаном. Эти черты также присутствуют на кинжале, изображенном на портрете Эдуарда VI примерно в 1546 году.

-9
Ушастый кинжал часто называли "страдиотом" т.е. наемником.

Этапы развития кинжала с ушами

Кинжалы с ушами начали появляться в четырнадцатом веке и достигли своего расцвета около 1500 года. К 1550 году он почти исчез, хотя его вырожденная версия продолжала существовать в Испании примерно до 1700 года.

Развитие этого типа кинжалов, вероятно, можно проследить до появления в XIV веке формы, похожей на нож, с круглым отверстием, проходящим через рукоять от края до края.

-10

У кинжала хвостовик был исключительно толстым, а не широким и фактически, вся рукоятка развивалась не в той же плоскости, что и клинок, а под прямым углом к нему - единственная разновидность рукояти кинжала, которая развивалась таким образом, при котором пластины с каждой стороны рукояти становились узкими и приподнятыми.

Однако пластины расширились и начали выступать за навершие по направлению к обуху. И именно здесь появились "ушки".

-11

На ранних стадиях между пластинами уже появилась глубокая борозда. На навершии имеется прорезь, которая служила местом для опоры большого пальца для определенного хвата кинжала.

На более поздних этапах прорезь расширилась, и в результате этого изменения накладки рукояти превратились в "ушки". Затем эти ушки были укреплены более толстой заклепкой, которая крепила их к хвостовику или, конструктивно, к металлической шайбе, которая (в кинжалах) часто вставлялась между хвостовиком и пластинами рукояти.

Эта заклепка большего размера вскоре стала центральным украшением. На самом деле, на более поздней стадии разработки пластина уха (например, из слоновой кости) может полностью исчезнуть, оставив только большую головку заклепки, которая утратила свою функцию и стала чисто декоративной.

-12

В периоды упадка, например, в конце XVI века, "уши" достигали невероятных размеров и расходились друг от друга под углом почти в 180 градусов. Заключительный этап деградации этой конструкции можно увидеть по появлению ушей в более позднем оружии.

Следует также отметить, что у этого необычного кинжала постепенно уменьшается гарда: в ранних формах это был маленький и симпатичный кругляш, затем он приобрел форму солидной круглой гарды, затем становился все уже и уже, пока в своих последних формах он почти не исчез.

Клинок ушастых кинжалов претерпевает значительные изменения на протяжении трех столетий: самый ранний из них имеет ножеобразную форму, тип А, затем острие становится заостренным с обеих сторон, и вскоре после этого, благодаря удлинению острия, клинок становится обоюдоострым, тип В.

В общих чертах, разумно сказать, что кинжал типа В был предком кинжалов типа "почка\баллок", с одной стороны, и шотландских кортиков типа дирк - с другой.

В целом, остроухий кинжал (страдиотский или еще называли левантийский), наряду с чинкведеей и швейцарскими кинжаламии, считается предметом особой роскоши не только в период расцвета (около 1450-1500 гг.), но и на протяжении всей истории.

Что касается внешнего вида, то его богато украшенная рукоять, увенчанная большими "ушками", выделялась на фоне бархата как крупные лепестки цветов.

Приспособленная к роскошному костюму того времени, рукоять не имела гарды и могла быть удобно закреплена на красивом поясе. Более того, его орнаментация включала в себя тонкие и изысканные узоры, которые Запад в то время заимствовал у Востока.

Эдуард VI, король Англии
Эдуард VI, король Англии

Накладки, которыми была покрыта рукоять, будь то из слоновой кости или металла, часто украшались замысловатым орнаментом, иногда таких цветов, как синий, красный или белый. Другие богатые образцы были украшены золотым или серебряным напылением, образующим сеть микроскопических наслоений, которые придавали им цвет и привлекательность.