В начале 60-х годов в ходе НИР "Защита" в СССР впервые были исследованы возможности использования ЗРК ПВО Сухопутных войск для решения задач противоракетной обороны (ПРО). В ходе данной НИР , помимо прочего, были проведены экспериментальные стрельбы ЗРК "Круг" с доработанной системой наведения ЗУР по цели типа " оперативно-тактическая баллистическая ракета" (ОТБР). В результате была определена потенциальная возможность разработки ЗРК , способных осуществлять как противосамолетную , так и противоракетную оборону прикрываемых войсковых соединений.
Тактико-технические требования к такому ЗРК ( так называемый "Комплекс типа "А") были обоснованы в дальнейшем в ходе одного из этапов уже упоминавшейся в предыдущих статьях НИР "Бином". В 1965 году НТК и НИИ-3 ГРАУ МО СССР разработали тактико-техническое задание на разработку ЗРК типа "А", а создание аванпроекта комплекса, получившего условное обозначение "Призма" было предложено НИИ-20 Министерства радиопромышленности под руководством В.М. Свистова. Комплекс предлагался в двух вариантах исполнения, различавшихся составом боевых единиц, причем в обоих случаях предусматривалось наличие ЗУР ( и , соответственно, пусковых установок ) двух типов- для борьбы с самолетами и ОТБР. Для решения задач разведки и наведения предусматривалось наличие многофункциональных РЛС с ФАР. Комплекс имел очень громоздкую структуру и , в случае принятия на вооружение , высокую стоимость, поэтому так и остался в стадии проекта. Однако, в ходе его проектирования, были решены основные проблемы создания войскового ЗРК ПРО. Работы велись в условиях противодействия со стороны руководства ВПК СССР, считавшего невозможным разработку ЗРК, предложенного НИИ-20 , а в дальнейшем- со стороны командования войск ПВО страны, отстаивающих концепцию создания унифицированной зенитной ракетной системы С-500У, единой для ПВО сухопутных войск , ПВО страны и ВМФ. При этом , параметры зоны поражения данного ЗРК совпадали с ЗРК "Призма". В результате, после вмешательства НТК Генштаба ВС СССР, было принято решение разработать максимально унифицированную зенитную ракетную систему , получившую обозначение "С-300" в трех вариантах : С-300В для сухопутных войск , С-300П- для войск ПВО страны и С-300Ф - соответственно для ВМФ. Разработка ЗРС С-300В официально стартовала 27 мая 1969 года, когда вышло соответствующее Постановление ЦК КПСС и СМ СССР. Головной разработчик- Научно-исследовательский электромеханический институт ( НИИЭМИ) ; Гл. конструктор- В. П. Ефремов. ЗРС 9К81 С-300В предназначен для поражения баллистических и крылатых ракет, самолетов стратегической и тактической авиации, ударных вертолетов в сложной помеховой обстановке и при ведении прикрываемыми войсками маневренных боевых действий. В ее состав входят:
- командный пункт (КП) 9С457;
- РЛС кругового обзора (КО) 9С15М "Обзор-3";
- РЛС программного обзора (ПО) 9С19М2 "Имбирь";
- четыре ЗРК в составе:
- многоканальной станции наведения ракет ( МСНР) 9С32;
- пусковых установок ( ПУ) двух типов ( 9А83- с четырьмя ЗУР 9М83 и 9А82 - с двумя ЗУР 9М82);
- пуско-заряжающих установки двух типов ( 9А85- для ПУ 9А83 и 9А84 - для ПУ 9А82);
- ЗУР двух типов - 9М83- для поражения самолетов, вертолетов, крылатых ракет, баллистических ракет типа MGM-52 "LANCE" и "SCUD"; 9М82- для поражения головных частей баллистических ракет типа "PERSHING-1A/B", аэробаллистических ракет , а также самолетов- постановщиков активных помех на дальностях до 100 км;
- средства технического обслуживания и ремонта.
Высокая сложность обусловила разработку системы и ее принятие на вооружение в два этапа: С-300В1 в 1983 году ( в составе КП, РЛС КО, МСНР, ПУ 9А85, ЗУР 9М83, ПЗУ 9А85); С-300В в полной комплектации - в 1988 году.
КП 9С457 предназначен для управления боевыми действиями зенитных ракетных дивизионов системы С-300В как при автономной работе системы, так и при управлении от вышестоящего КП ( КП зенитной ракетной бригады). КП обеспечивает управление режимами боевой работы РЛС ПО и МСНР по борьбе с баллистическими ракетами и аэробаллистическими крылатыми ракетами; прием от РЛС ПО и обработку трасс целей ; распознавание и селекцию целей по траекторным признакам; автоматическое распределение по ЗРК обнаруженных целей в зависимости от степени приоритетности каждой из них ; выдачу секторов работы для РЛС ПО. Процесс управления при работе системы в режиме ПРО максимально автоматизирован. В режиме противосамолетной обороны КП обеспечивал работу до четырех ЗРК по отражению налета целей, обнаруженных РЛС КО; сопровождение до 70 трасс целей с определением их параметров; прием , обработку и отображение информации о целях, поступивших от МСНР и вышестоящего КП; распознавание классов целей ( аэродинамические или баллистические); отбор наиболее опасных целей и распределение их между ЗРК ; назначение секторов ответственности ЗРК; отображение информации о техническом состоянии средств системы, боекомплекте и боеготовности ЗРК; тренировку боевых расчетов. КП обеспечивал выдачу до 24 целеуказаний ЗРК за один цикл ( 3 секунды). Среднее работное время с РЛС КО составляло 17 секунд.
При работе в режиме ПРО рубежи выдачи целеуказаний составляли до 80...90 , что с высокой вероятностью обеспечивало своевременное поражение целей.
Обмен информацией между КП и РЛС КО , РЛС ПО, МСНР и вышестоящим КП осуществлялся по телекодовым линиям связи. Боевая масса КП- 39 тонн; боевой расчет- 7 человек.
РЛС КО 9С15М "Обзор-3" предназначалась для обнаружения и опознавания указанных выше типов воздушных целей и выдачи радиолокационной информации по ним на КП. Она представляет собой трехкоординатную когерентно-импульсную РЛС обнаружения, работающую в сантиметровом диапазоне с мгновенной перестройкой частоты; с высокой пропускной способностью. В РЛС КО используются два режима обзора воздушного пространства, используемых для обнаружения аэродинамических и баллистических целей соответственно. В первом режиме зона обзора РЛС составляет 45 градусов по углу места и 360-по азимуту. Темп обзора зоны- 12 секунд. В этом режиме цель типа "ударный истребитель F-15E" обнаруживалась на дальности до 240 км и на высотах до 30 км с вероятностью 0,5.
Во втором режиме зона обзора РЛС по углу места снижена до 20 градусов Темп обзора зоны- 6 секунд. В режиме ПРО предусмотрено замедленное вращение антенны по азимуту , при этом дальность обнаружения баллистических ракет составляла порядка 100 км.
РЛС обеспечивала работу в условиях воздействия активных и пассивных помех. Антенна РЛС представляла собой плоскую одномерную волноводную решетку с программным электрогидравлическим вращением по азимуту и электронным сканированием луча по углу места. В состав РЛС КО входили также приемное и передающее устройства; устройство помехозащиты; устройство автосъема данных; вычислительное устройство на базе двух ЭВМ; аппаратура определения государственной принадлежности ( опознавания) самолетов ; индикаторный пост; привод азимутального вращения антенны. Боевая масса РЛС КО- 46 тонн; боевой расчет- 4 человека.
РЛС ПО 9С19М2 "Имбирь" выполняла следующие задачи:
- обнаружение , завязку и сопровождение трасс высокоскоростных и малоразмерных целей ( головные части баллистических ракет типа "PERSHING" , аэробаллистических ракет типа AGM-69 SRAM);
- обнаружение и опознавание аэродинамических целей в сложной помеховой обстановке .
Полученные данные впоследствии также передавались на КП по радиолинии.
РЛС представляла собой трехкоординатную когерентно-импульсную станцию сантиметрового диапазона с высокой пропускной способностью. Электронное сканирование луча в двух плоскостях позволяло быстро проводить анализ секторов целеуказания с КП ЗРС в процессе обзора, завязки их в трассы и сопровождение трасс высокоскоростных целей. РЛС ПО также обладает высоким уровнем защищенности от активных и пассивных помех. В зависимости от типа цели , используется несколько режимов работы с различным сектором обзора как для баллистических( до 16 трасс) , так и аэродинамических целей . В состав РЛС ПО входили:
- антенна на базе ФАР с электронным управлением лучом в двух плоскостях;
- передающая и приемная системы с устройством цифровой обработки сигналов;
- вычислительная система на базе ЭВМ;
- аппаратура синхронизации и отображения обстановки;
- аппаратура включения защиты и управления;
- аппаратура определения государственной принадлежности самолетов ( система "Пароль");
- аппаратура функционального контроля и тренировки боевого расчета.
Боевая масса РЛС ПО -44 тонны; боевой расчет-4 человека.
МСНР 9С32 предназначалась для:
- поиска, обнаружения, захвата и автосопровождения аэродинамических и баллистических целей по данным целеуказания с КП системы и автономно ( для аэродинамических целей);
- выработки и передачи на ПУ параметров целей для наведения станций подсвета, находящихся на ПУ и ЗУР, запускаемых с ПУ и ПЗУ по этим целям;
- управления ПУ и ПЗУ с ЗУР как от КП системы так и автономно.
МСНР способна одновременно сопровождать до 12 целей. Она способна одновременно управлять работой всех ПУ и ПЗУ ЗРК ( батареи) , передавать на них информацию, необходимую для наведения 12 ЗУР по 6 целям, одновременно отслеживая низколетящие цели. МСНР представляла собой трехкоординатную многоканальную когерентно-импульсную РЛС с ФАР сантиметрового диапазона .
В режиме работы по данным ЦУ от .КП системы , МСНР производила поиск целей в секторе 5 градусов по азимуту и 6 градусов- по углу места. В автономном режиме- соответственно плюс-минус 30 и от 0 до 18 градусов. Управление системами МСНР в процессе поиска, обнаружения и автосопровождения целей осуществлялось специальной ЭВМ. При работе в режиме ЦУ дальность обнаружения целей составляла :
- баллистических ( в зависимости от типа)- от 60 до 140км;
- самолетов ( F-15E, на высотах более 5км)-150 км.
Автосопровождение при тех же условиях осуществлялось на дистанциях от 75 до 120 и 140км соответственно. Время от момента обнаружения до перехода на автосопровождение цели, в зависимости от ее типа, составляло от 5 до 11 секунд.
При работе в автономном режиме дальность обнаружения самолетов составляла от 30 до 40 км на малых высотах и до 140км- на высотах более 5км. Время от обнаружения до перехода на автосопровождение- от 12 до 20 секунд.
В состав МСНР входили:
- антенная система на основе ФАР пассивного типа;
- передающая и приемная системы повышенной чувствительности;
- система управления лучом;
- бортовая ЭВМ ( 2шт.);
- система индикации;
- система управления и сигнализации.
Боевая масса МСНР составляла 44 тонны; боевой расчет- 6 человек.
ПУ 9А83 предназначалась для:
- транспортировки и хранения четырех полностью боеготовых ЗУР 9М83, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах ( ТПК);
- автоматической предстартовой подготовки и пуска собственных ЗУР 9М83, а также размещенных на ПЗУ 9А85;
- расчета и выдачи на борт ЗУР , находящейся в полете, команд радиокоррекции;
- подсвета обстреливаемой цели направленным непрерывным радиоизлучением.
Время предстартовой подготовки ЗУР- не более 15 секунд; интервал между пусками- 1...2 секунды. Перезаряжание ПУ 9А83 осуществляется с помощью ПЗУ 9А85.
Управление боевой работой ПУ осуществлялось МСНР по командам и данным целеуказаний, передаваемых на ПУ по телекодовой радиолинии.
Пуск ЗУР осуществлялся при вертикальном положении ТПК.
В состав ПУ 9А83 входили:
- станция подсвета цели ( СПЦ) с антенной системой, обеспечивающая радиокоррекцию программного инерциального полета ЗУР после пуска и работу головки самонаведения ЗУР на конечном участке траектории полета;
- устройство для установки ТПК с ЗУР в стартовое положение с гидроприводом;
- радиоэлектронная аппаратура со специальной ЭВМ;
- аппаратура предстартовой подготовки системы самонаведения ЗУР;
- аппаратура стартовой автоматики;
- аппаратура предстартовой подготовки инерциальной системы управления ЗУР. Боевая масса ПУ 9А83 составляет 47,5 тонн; боевой расчет- 3 человека.
ЗУР 9М83 предназначена для поражения самолетов, в том числе маневрирующих с перегрузками до 7...8g в сложной помеховой обстановке, а также крылатых и баллистических ракет, в том числе низколетящих ( типа ALCM, LANCE, SCUD и аналоги).
ПЗУ 9А85 была предназначена для:
- транспортировки и хранения 4 ЗУР 9М83 в ТПК;
- проведения совместно с аппаратурой ПУ 9А83 пуска ЗУР;
- перезаряжания ПУ ракетами с самой себя, с транспортной машины, с грунта, а также для самозаряжания.
Время заряжания ПУ 9А83 полным боекомплектом ( 4 ЗУР)- не более 60 минут.
В состав ПЗУ входили:
- устройство для установки ТПК в стартовое положение ;
- погрузочное устройство ( стреловой кран) грузоподъемностью 6350 кГ;
- гидравлический привод.
Боевая масса ПЗУ- 47 тонн; боевой расчет- 3 человека.
ПУ 9А82 была предназначена для транспортировки и хранения полностью боеготовых двух ЗУР 9М82 в ТПК. По принципу функционирования она была аналогична ПУ 9А83.
ПЗУ 9А84 предназначалась для перевозки и хранения двух ЗУР 9М82 в ТПК, проведения совместно с аппаратурой ПУ 9А82 пуска ЗУР 9М82, перезаряжания ПУ и самой себя. По основным принципам функционирования была аналогична ПЗУ 9А85.
ЗУР 9М82 предназначалась для поражения головных частей оперативно-тактических ракет типа "PERSHING-1A/B", аэробаллистических ракет типа SRAM, самолетов- постановщиков активных помех на дальностях до 100 км.
ЗУР обоих типов представляли собой двухступенчатые твердотопливные ракеты, выполненные по аэродинамической схеме "несущий конус" с газодинамическими органами управления первой ступени. ЗУР размещаются в ТПК и имеют максимально унифицированную конструкцию. В головной части ракет размещались единые блоки радиоаппаратуры- аппаратура ( головка) самонаведения, неконтактное взрывательное устройство, инерциальная система управления, бортовое вычислительное устройство. Ракеты имели боевую часть направленного действия. Стартовая масса ЗУР 9М83 без ТПК составляла 3500кГ; ЗУР 9М82- 5800кГ. Масса БЧ в обоих вариантах- 150 КГ. Средняя скорость полета- соответственно 1200 и 1800 м/c.
Управление ЗУР на траектории осуществлялось двумя способами:
- инерциальное наведение по методу пропорциональной навигации с переходом на самонаведение на конечном участке полета ( последние 10 секунд);
- командно-инерциальное наведение с переходом на самонаведение в течение последних 3 секунд полета.
ЗРС С-300В обеспечивала поражение аэродинамических и баллистических целей, летящих со скоростью до 3000 м/c. Дальность поражения составляла от 6 до 75 км для ЗУР 9М83 и от 13 до 100 км- для ЗУР 9М82 на высотах соответственно от 0, 025 до 25 и от 1 до 30км. Дивизион ЗРС С-300В ( КП, РЛС КО, РЛС ПО и 4 зенитно-ракетных батареи , в каждую из которых входит одна МСНР, четыре ПУ 9А83 , две ПУ 9А82, две ПЗУ 9А85 и одна ПЗУ 9А84) способен одновременно обстреливать до 24 целей и наводить до 48 ЗУР. Время перевода системы из дежурного режима в боевой составляет 40 секунд.
Вероятность поражения ТБР типа "LANCE" одной ЗУР 9М83 составляет 0,5...0,65.
Вероятность поражения самолетов одной ЗУР 9М83 составляет 0,7...0,9.
Вероятность поражения отделяющейся ГЧ ОТБР типа "PERSHING" одной ЗУР 9М82 составляет 0,4...0,6.
Вероятность поражения АБР типа SRAM одной ЗУР 9М82 составляет 0,5...0,7.
Все боевые машины ЗРС С-300В оснащены аппаратурой навигации и топопривязки, аппаратурой телекодовой и радиосвязи, системами противоатомной и противохимической защиты, системой кондиционирования обитаемых отделений и базируются на гусеничных шасси, выполненных с использованием узлов и агрегатов основного танка Т-80. Силовая установка- многотопливный дизель В-46 ( В-84) мощностью 780 (840) л.с. с обслуживающими системами и механической планетарной трансмиссией. Система автономного энергоснабжения- на базе газотурбинного генератора.
Максимальная скорость машин составляет 51км/ч ; запас хода по шоссе- 500 км.
Наиболее близкий по назначению зарубежный аналог- американский ЗРК MIM-104A "PATRIOT" и его модернизированные версии PAC-1 и PAC-2 ( хотя прямыми аналогами их назвать сложно- "PATRIOT" выполнен в буксируемом варианте; его основные элементы размещаются на седельных полуприцепах). Соответственно, американский ЗРК проигрывает С-300В по времени перевода из походного положения в боевое и мобильности, при этом является технически менее сложным. Имея примерно аналогичные параметры зон поражения , ЗУР ЗРК "Patriot" значительно легче ЗУР С-300В ( масса всего 907 кГ, масса БЧ- от 70 до 90 кг), т.е. по своим массо-габаритным параметрам она ближе к российской ЗУР 9М317 ЗРК "Бук- М1-2/М2". По результатам боевых действий в Персидском Заливе средний расход ЗУР, необходимый для поражения иракских БР типа "SCUD" составлял от двух до четырех штук.
В тоже время, С-300В, имея развитые средства радиолокационной разведки, и ЗУР с мощной БЧ, обеспечивал своевременное обнаружение БР типа "SCUD", и более эффективное их поражение. В ходе учений "Оборона-92", при проведении боевых стрельб ЗРС С-300В, расход ЗУР на поражение БР указанного типа не превышал 1...2 штук. В целом, не смотря на высокую техническую сложность , создание ЗРС С-300В являлось значительным достижением советского ВПК, обеспечив достаточно эффективное решение задач ПВО и ПРО в интересах группировок сухопутных войск. Совершенствование системы продолжается по сей день.
Источники:
С.И. Петухов И.В. Шестов
"История создания и развития вооружения и военной техники ПВО сухопутных войск России". Часть вторая. Москва; "ВПК"; 1997.