Привет, меня зовут Антон. Я люблю горы, походы и все, что с этим связано. В походы я начал ходить в 2017-м году. С тех пор в моей походной жизни было несколько важных развилок, одна из них произошла, когда я принял решение брать в походы своих детей.
Данный канал посвящен маршрутам, по которым можно ходить с детьми, ссылки на них будут даны в конце статьи. Сама же статья посвящена моей философии походов с детьми. Чтобы описать эту сложную тему, я воспользуюсь иерархией потребностей, а именно ее первыми тремя уровнями:
1. Безопасность
2. Удовольствие
3. Цели и Достижения
Последовательное закрытие потребностей на каждом уровне открывает доступ к вышестоящим, поэтому начнем с первого.
Уровень 1. Безопасность.
Вопрос, который должен быть закрыт в первую очередь, — это обеспечение безопасности ребенка. И тут я хотел бы выделить несколько важных принципов:
1. Начинать с малого и усложнять последовательно. Первым делом опробовать всё самому. Сходить в поход выходного дня (ПВД) по хорошо известному маршруту, затем сходить в несложный поход на 3-7 дней с группой друзей или коммерческой группой. Получив некий личный походный опыт, можно пройти этот же путь последовательно с ребенком. Основная цель – чтобы первый опыт и впечатления были положительными, а не стали «страшилкой» для пересказа в кругу друзей.
2. Учиться, учиться и еще раз учиться. Походная тематика огромна. Будет здорово, если вы найдете наставника/тренера, который будет делиться с вами опытом, отвечать на вопросы, давать советы. Есть и альтернативный подход - смотреть ролики на видеохостингах. В качестве примера приведу цикл видео по общепоходной подготовке на канале Андрея Чайкина. Не бойтесь упрощать маршрут, делегируйте часть вопросов своим товарищам, пользуйтесь услугами проверенных гидов.
3. Учитывайте возраст ребенка. Лично я считаю оптимальным возрастом для начала походов - 5-6 лет. Использование переноски для ребенка меньшего возраста нашей семье не близко. В 3-4 года ребенок еще не может преодолеть самостоятельно путь среднего ходового дня, а носить его уже тяжело. В 5-6 лет ребенок с рюкзачком с конфетами и дождевичком, может идти со скоростью груженого взрослого.
Комфорт взрослого и ребенка, безопасная среда и должная подготовка делают возможным достижение главной цели похода с ребенком - удовольствие от общения и совместного досуга.
Уровень 2. Удовольствие.
Все мы разные, и важно нащупать, что нравится в походе конкретно Вам и вашему ребенку.
Здорово, когда в походе ребенок получает дополнительный доступ к тому, в чем он ограничен в обычной жизни. В нашей семье – это гаджеты. Любые лишения — это стресс, которого у ребенка в походе и так с избытком, к тому же за усилия нужно себя награждать. Для взрослого это может быть сваренный на костре крепкий кофе и что-то сладкое, а для ребенка на первых порах вполне подойдет и гаджет. В качестве естественных ограничений выступает объем powerbank’а и продолжительность свободного времени, оставшегося после перехода и выполнения минимальных бытовых задач.
В одних вопросах важно дать ребенку самому понять, что ему хочется, в других - стоит занять проактивную позицию. К примеру, в последнем походе я просил взрослых заранее подготовить рассказы по темам, которые они считают важным донести детям. В обычной жизни времени на глубокие разговоры обычно не достает, а когда время есть - нет сил, желания, либо не хватает знаний, чтобы рассказать ребенку мысль понятными словами. Этакие «разговоры о важном». Важном для вас и вашего ребенка, а не для государства и системы образования. Тем тут масса - от истории национальных праздников РФ и отличий туристического ножа от холодного орудия (темы нашего последнего похода) до пересказа эмоционально значимых событий вашей жизни. Отдельно хочу выделить пересказ сериалов, в том числе аниме - это кладезь сюжетов и тем для общения с ребенком. Ведь, помимо прямого пересказа сюжета, всегда есть возможность передачи своей оценки поведению героев. То самое «что такое хорошо, что такое плохо».
Примеры того, что нравилось детям, из личного опыта:
- ловить ящериц,
- жарить маршмэллоу на костре или горелке,
- есть сладости,
- общаться с группой сверстников,
- слушать байки взрослых,
- слушать на колонке советские радиоспектакли,
- ходить в облаке,
- играть в телефон,
- сочинять песенки,к
- купаться в горной реке,
- играть в игры на ходу и на привале («Крокодил», «Контакт», «Нечто», «Взрывные котята»).
Когда ребенок прочувствует, что походы — это праздник, начинают формироваться потребности третьего уровня.
Уровень 3. Победы и достижения
Вспомните боевик 90-х с Ван Даммом или Сталлоне. Главный герой после сотен часов тренировок в финальной битве падает после нокаутирующего удара злодея. Его «друг» кричат ему «Сдавайся!», но в этот момент что-то меняется во взгляде героя, и он поднимается. Его враг еще не повержен, но главная победа уже одержана - победа над самим собой.
Или вспомните мем «я шерстяной Волчара, как я хорош» - ощущение тотального превосходства над стихией.
Ну и как не отметить песни Высоцкого и дух первооткрывателей, описанный Джеком Лондоном в его книгах о Смоке Белью и Малыше!?
Именно для того, чтобы прожить все эти эмоции, а не употребить их телевизионный/смартфонный сублимат, мы идем в горы и ведем туда близких, в том числе своих детей.
Вот несколько личных наработок в данном вопросе.
1. Геймификация процесса походов. Можно в конце каждого ходового дня выдавать детям наклейки, которые они вклеивают в свои блокноты. Мы пошли дальше и закрепили традицию вручать детям памятные значки. Раньше это были просто красивые значки в тему походов, в последнем походе мы вручали каждому ребенку по два сделанных на заказ значка (по числу пройденных маршрутов). Картинка на первом была сгенерирована с помощью нейросети, для второго - взяли фото самого красивого места маршрута из интернета. Это кажется мелочью, но хранится она затем детьми годами, как самое дорогое сокровище. Ведь ценность ее определяется не деньгами, а усилиями, которые они приложили, преодолевая маршрут.
2. При планировании нитки маршрута я стараюсь сделать его максимально значимым в глазах детей. Несмотря на то, что с технической точки зрения, мы идем по безопасным некатегорийным маршрутам. Мы не просто идем, мы «пересекаем Главный Кавказский хребет», «идем к леднику», «преодолеваем перевал высотой 2000 метров», «восходим на вершину», «делаем горный полумарафон (21 км)» и т.д.
3. Что лучше - линейный маршрут или радиальные выходы из стационарного лагеря? Лично я считаю, что радиалки надо заслужить. Ребенок (как и взрослый) должен привыкнуть ходить под рюкзаком, чтобы оценить удовольствие от выходов налегке. Для детей 6-8 лет радиалки скорее в тягость, чем в удовольствие, ведь темп группы увеличивается, и им становится сложнее, а не легче. Плюс ребенку в таком возрасте сложно понять, почему он должен куда-то идти, чтобы вечером вернуться назад, ведь в таком случае можно же вообще не идти и подождать всех в лагере.
4. Наличие сверстников определенно повышает соревновательный дух и заставляет детей острее ощущать победы и поражения. Но в таком случае важно чувствовать настроение группы и объяснять тем, кому тяжело, что борьба идет с самим собой, а не с товарищем.
Примеры того, что нравилось детям, из личного опыта:
- идти первым в группе,
- взбираться по курумнику (поля каменных глыб)
- взойти на вершину горы,
- тащить самый большой рюкзак среди всех детей,
- сбегать со спусков,
- преодолевать броды,
- пересекать снежники
Вместо послесловия.
Отдельно я хотел бы выделить рефлексию. Причем сразу два ее вида. Первая — это рефлексия на ходу, когда тяжело. В такие моменты я начинаю описывать детям свои впечатления от красоты места до которого мы добрались, это позволяет вытащить ребенка из тяжелых дум и переключить его на окружающий мир. Проходя участки на которых даже мне приходится попотеть, иногда делюсь этим с детьми, чтобы они понимали, что не им одним тяжело. А порой мы сочиняем и поем песенки-пыхтелки (точь-в-точь как у Винни-пуха), в которых на ходу рифмуешь с ребенком все то, что его достало, утомило, надоело, где болит и т.д. В варианте который придумали супруга с сыном в последнем походе это звучало примерно так:
«Как мне плохооо.
Мои ноги горят.
Пу-рум-пу-рум.
Но мне надо идти.
Та-дам-та дам ….
Это, с одной стороны, позволяет снять накопленное у ребенка напряжение, с другой, - абстрагироваться и переключить мозг на придумывание смешных рифм трудностям, с которыми он столкнулся.
Второй вид — это рефлексия в конце ходового дня и похода в целом. Вечером за ужином мы всегда садимся вокруг костра или котелка с чаем и, передавая по очереди друг другу свечку или фонарь, рассказываем о эмоционально значимых для нас событиях дня. Сложно переоценить эмоциональный вклад данного мероприятия в поход. Это и возможность почувствовать других членов команды, и отметить те детали ходового дня, которые ты пропустил, и сформулировать самому, что тебя зацепило.
Закончить я хотел бы словами Владимира Высоцкого:
«Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал.
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал».
Ходите в походы сами и с Вашими близкими!