На этом снимке - Максим, казак, ветеран трех войн. Я частенько присылала ему через Дмитрия монографии по Гражданской войне. В этом раз привезла в подарок кое-что своё.
А он в ответ подарил мне вот что:
Да, я к этому. Преображенский марш сентябрят, флаги на кладбище... Там - всё нормально. Там, на фронте. Нет, конечно попадаются, как мне было рассказано, и родноверы, и коммунисты. Пока они нормальные - им никто не мешает жить по-своему.
Но памятники Лысому и Усатому в Новороссию тянут на лямках бурлаками Проханов, Дугин и Прилепин. С Кургиняном-Мамиконяном.
Я много прислушивалась в эти дни к разговорам воюющих мужчин. Тот случай, когда мне хотелось, очень хотелось, не говорить, а слушать. (Всё, что я собиралась сказать и было мною сказано в первые сутки - и в Молодежной библиотеке Донецка и перед школьниками). Так вот всё, что здесь кажется нам заполонившим пространство до невозможности дышать - всё это там вовсе не звучит. Я ни разу не услышала имен всех Гаспарянов, Дугиных, Соловьевых, Прохановых, да и Холмогорова до кучи. Их там нет. Не экзистируют. Вот, к примеру, имя генерала Решетникова - да, люди знают, с уважением. А так я словно попала в волшебную информационную утопию.
Что мне покуда видится. На глазах формируется некое новое сословие. Служат либо служили - почти все мужчины. Там это такая же норма мужского поведения, как у нас тут, ну, автомобиль водить, что ли. Кто ж не воюет? Да все воюют.
В этом сословии есть разные слои. Старшие, мужчины вокруг пятидесяти и выше лет, в разговорах и на вид, никакой "ерундой не заморачиваются", словно бы и простоваты, а на деле - надежны, как скала. А среди более молодых очень потихоньку вырисовывается новая аристократия.
Война всегда порождает аристократию.
Почему, при всём тяжелом и страшном, что мне довелось узнать (а довелось) у меня такая радость сейчас на душе, что, проведя ночь в дороге, я сижу весь день за компьютером... Выражаясь языком предосудительного Кастанеды, Донбасс сейчас - место силы. Там делается сейчас история. Но не история Новороссии. По сути в этой точке сошлись сейчас все нити эпохи. Именно там сейчас и решается, быть ли людям-человекам дальше - или уже настали последние времена?
Где-то так.