Найти тему

Советы по оптимизации Windows 10/11 для повышения производительности в играх

Оглавление

Производительность игрового ПК зависит не только от выбранных комплектующих, но еще и от настройки операционной системы. Если правильно подойти к делу, то можно заметно повысить количество FPS и стабильность картинки в играх.

Установка последнего обновления Windows

Результат: повышение производительности (до 10-15%) и стабильности в играх.

За последние пару лет появилось немало новых технологий, которые требуют оптимизации на уровне операционной системы. Установка последних пакетов обновлений Windows помогает оптимизировать работу компьютера с новыми процессорами и видеокартами, что повышает производительность.

Важно отметить, что только Windows 11 получает патчи для работ с новым железом. Срок основной поддержки Windows 10 заканчивается в конце 2025 года, ей уделяют все меньше внимания.

Например, после выхода новой архитектуры Intel с энергоэффективными ядрами операционная система не могла корректно распределить нагрузку. Планировщик потоков обновили как на Windows 11, так и 10. Новые Ryzen 9000 получили продвинутый блок предсказания переходов, патч с его поддержкой вышел только на Windows 11 24h2 и позволил получить прирост производительности в играх до 10% даже на 5000-7000 серии Ryzen.

Установка последнего драйвера видеокарты

Результат: повышение производительности (обычно не более 5%) и стабильности в новых играх.

Производители видеокарт регулярно выпускают новые версии драйверов для Windows, зачастую они приурочены к выходу новых игр и содержат патчи для стабильной работы без ошибок. Далее может выйти еще 1-2 обновления драйверов, улучшающих производительность в недавно вышедшей игре. После этого, как правило, оптимизация драйверов под конкретную игру завершается, если к ней не выходит крупных обновлений и DLC.

Ситуация с онлайн-проектами несколько отличается, оптимизация драйверов не прекращается, если игра пользуется спросом у игроков. Киберспортсменам следует регулярно обновлять драйвер видеокарты.

Отключение изоляции ядра (целостности памяти)

Результат: повышение производительности до 10%.

-2

Операционная система Windows имеет встроенный механизм защиты программ от изменения программного кода, загруженного в оперативную память. Для этих целей ОС выделяет часть памяти, доступ к которой строго ограничен через виртуализацию. Контроль за этим отнимает часть ресурсов компьютера, а обращение к защищенной памяти занимает больше времени.

Отключение целостности памяти позволяет поднять FPS в некоторых играх до 5-10%. Также вы можете полностью отключить виртуализацию в BIOS, она отнимает 1-2% производительности компьютера.

Однако, стоит отметить, что некоторые онлайн-игры не запустятся без этой технологии, так как на ее основе работает встроенная античит система.

Утилита ISLC

Результат: уменьшение количества просадок при нехватке ОЗУ.

-3

Крохотная утилита ISLC будет весьма полезна, если вы имеете ограниченный объем ОЗУ, которого едва хватает для запуска игр. Программа следит за тем, чтобы память своевременно очищалась, освобождая место для игровых ресурсов. Это позволяет снизить количество статтеров и просадок во время игр.

Лучше всего ISLC проявляет себя на компьютерах с 8 ГБ памяти, ведь только ОС Windows требует не менее 2 ГБ для невыгружаемых процессов. Также программа может быть полезна при 16 ГБ в некоторых плохо оптимизированных новинках.

Утилита позволяет настроить точность системного таймера. По умолчанию стоит 1 мс, снижение до 0.5 мс позволяет незначительно улучшить показатели в играх, в особенности по редким событиям с долгим кадром.

Использование библиотеки DXVK

Результат: улучшение совместимости со старыми играми, повышение производительности компьютера в них до 30%.

Повысить производительность или даже помочь с запуском старых игр может библиотека DXVK. Она преобразует запросы DirectX 9/10 в запросы Vulkan. Изначально библиотека разрабатывалась для Linux, но для Windows она также доступна.

При первом запуске игры и при первом обращении к шейдерам могут наблюдаться небольшие фризы, но после этого игры работают плавно.

Например, в GTA IV эта библиотека позволяет поднять производительность в некоторых сценах до двух раз, а также заметно снижает количество статтеров.

Игровой режим антивируса

Результат: повышение стабильности в играх.

Включение игрового режима в настройках антивируса не добавит FPS в играх, но это действие избавит вас от нежелательных проверок файлов и уведомлений. Проверка файлов на вирусы нагружает накопитель, что, в свою очередь, приводит к увеличению задержек при загрузке игровых уровней. В ряде случаев проверка приводит к появлению статтеров.

-4

В антивирусе Kaspersky этот режим включается в настройках производительности. Он активирован по умолчанию.

Стандартный антивирус Windows Defender в этом плане проигрывает, у него нет игрового режима, что позволяет ему начать проверку в любое время.

Режим питания «Максимальная производительность»

Результат: повышение производительности игрового ноутбука.

Ноутбуки зачастую продают с установленной операционной системой, которая настроена с завода. Нередко производитель игнорирует пресет электропитания «Максимальная производительность», в связи с чем ноутбук показывает не самые высокие результаты в играх.

Иногда этот режим отсутствует вовсе, причем методы активации плана на новых ноутбуках больше не работают. В этом случае стоит настроить существующий план электропитания, выставив максимальную производительность процессора.

Ограничение теплопакета видеокарты

Результат: повышение производительности (до 10-30%) и стабильности ноутбука в играх.

Как бы ни было парадоксально, но этот совет поможет повысить производительность игрового ноутбука. Зачастую производители используют общие линии питания для процессора и видеокарты, причем рассчитывают ее для базового теплопакета CPU. Как итог – в играх видеокарта отнимает всю мощность, а процессор не может поднять частоту авторазгона.

Проще всего ограничить теплопакет видеокарты в программе MSI Afterburner. При снижении до 85-90% производительность дискретной карты, с изначально не урезанным теплопакетом, практически не пострадает, зато процессор сможет потреблять больше энергии в играх.

Этот способ также подходит для дискретных видеокарт ПК, которые имеют плохую систему охлаждения, уводящую карту в троттлинг.

Отключение многопоточности HT/SMT

Результат: повышение производительности до 10%.

Современные процессоры могут обрабатывать одновременно два потока на одном ядре благодаря технологиям Intel Hyper threading (HT) и AMD Simultaneous multithreading (SMT). Если программа или игра пытается нагрузить два потока одного ядра тяжелыми задачами вместо того, чтобы распределить нагрузку по разным ядрам, производительность падает. Отключение этой технологии позволяет Windows безошибочно распределять нагрузку между ядрами.

Этот способ за последние годы становится все менее эффективным, так как операционная система стала лучше работать с различными потоками и ядрами процессора, получить прирост производительности удается лишь в небольшом количестве игр, а большая часть правильно использует все возможности процессора. Иными словами, отключать HT следует только в том случае, если вы уверены в том, что это повысит FPS в конкретной игре.

Советы, которые НЕ помогут улучшить производительность

Отключение визуальных эффектов Windows никоим образом не скажется на производительности компьютера в играх. Совет был актуален во времена одноядерных Pentium 4, сейчас же эффекты отнимают лишь доли процента производительности одного из ядер процессора и незначительный объем оперативной памяти.

Отключение файла подкачки советуют использовать при достаточном объеме оперативной памяти, чтобы не кэшировать часть памяти на относительно медленном SSD. На практике это приводит к нестабильной работе приложений Windows и вылетам игр на рабочий стол.

Отключение алгоритма TCP Nagle советуют для улучшения отзывчивости в онлайн-играх. В реальности совет абсолютно бесполезен, так как игры используют другой протокол – UDP.

Отключение игрового режима в Windows 11 – это еще одно распространенное заблуждение, которое противоречит логике. Режим предназначен для ограничения фоновых процессов во время игры и лучше всего помогает повысить стабильность компьютеров с 4-ядерными процессорами, ресурсов которых не хватает для одновременной игры и фоновых задач.

Аналогичным образом обстоит ситуация с отключением встроенного игрового хаба Windows, в режиме бездействия он, кроме небольшого объема оперативной памяти, ресурсов компьютера не отнимает.

Привязка ядер к процессу игры. Этот совет действительно работал, но это было давно, еще до того, как операционная система Windows научилась работать с энергоэффективными ядрами. Сейчас ОС работает корректно, используя в первую очередь производительные ядра процессора.

Заключение

Повысить производительность компьютера можно прямо в операционной системе Windows. Часть способов остается актуальной по сей день, а часть из них давно утратила смысл с появлением новых производительных процессоров и обновлений операционной системы. В целом же старайтесь своевременно обновлять ОС и драйвер видеокарты.