В тихий весенний вечер 2021 года, когда мир все еще находился в тисках пандемии, а родители по всей стране пытались совместить работу на удаленке с домашним обучением детей, родилась идея, которая вскоре изменила жизни тысяч семей. Это был момент, когда отчаяние встретилось с надеждой, а проблема превратилась в возможность. Так начался путь «Родительского университета с учителями года» – проекта, который стал маяком для родителей в бушующем море неопределенности.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Толстой. Но что делает семью счастливой? Как в эпоху информационного шума и постоянной спешки найти время и силы для качественного общения с детьми? Эти вопросы стали отправной точкой для нас, создателей проекта.
Несмотря на то что я на тот момент была уже мамой троих детей, я вдруг поняла, что родителям негде учиться. Книги по воспитанию часто противоречат друг другу, а советы бабушек не всегда применимы в современном мире. И мне, и мамам, и папам, с которыми я общалась, нужны были свежий взгляд, экспертное мнение, но в то же время что-то близкое и понятное каждому родителю.
И тогда пришло озарение: кто лучше всех знает, как общаться с детьми, как вдохновлять их и направлять? Конечно же, лучшие учителя страны! Так родилась идея пригласить победителей конкурса «Учитель года России» для создания серии образовательных видеороликов для родителей. И я сама была рада поделиться тем опытом, который мне казался успешным. Каждый педагог, принявший участие в проекте, привнес в него не только свои профессиональные знания, но и частичку своей души.
Первые видеоролики появились в Сети в сентябре 2021 года. Короткие, яркие, наполненные практическими советами и теплотой, они мгновенно нашли отклик в сердцах родителей. «Это было как глоток свежего воздуха, – делится впечатлениями Светлана Лепилина, мама двоих сыновей. – Впервые я почувствовала, что не одна в своих сомнениях и страхах, что есть люди, готовые поддержать и направить».
Но мы не остановились на достигнутом. Задались вопросом: как сделать обучение родителей не только полезным, но и увлекательным? Как превратить просмотр видеороликов в настоящее приключение для всей семьи? Решили, что этот проект должен не просто давать информацию, но и вдохновлять на действие, эксперимент, творчество. И поэтому у нас появились свои каналы. Правда, за период проекта нам несколько раз пришлось «переезжать»: из Инстаграма на YouTube, потом в Телеграм. И сейчас смогли перенести видеоконтент в нашу группу в ВК.
В наших каналах появились интерактивные элементы: задания для совместного выполнения родителями и детьми, вопросы для обсуждения, челленджи. «Мы хотели, чтобы после просмотра ролика родители не просто кивали головой, соглашаясь с экспертом, а брали и делали, – объясняет Анастасия Балтер, режиссер проекта. – Ведь только в действии рождаются настоящее понимание и связь». Но возник новый вопрос: как сделать так, чтобы проект не превратился в очередную школу для родителей, где взрослым говорят, как им жить? Как сохранить баланс между экспертным мнением и уважением к индивидуальному опыту каждой семьи?
«Научить можно только тому, что любишь», – эти слова Иоганна Вольфганга Гете стали ключом к решению. Мы решили, что каждый ролик должен быть не просто информативным, но и эмоционально насыщенным, искренним, показывающим не только профессиональную, но и человеческую сторону педагогов. Поэтому просили учителей рассказывать не только о методиках и подходах, но и о своих личных историях, ошибках и победах. Это сделало ролики живыми, настоящими. Родители увидели в учителях не просто экспертов, а таких же людей с их сомнениями и радостями. Проект стал расти и развиваться. Появились новые темы и форматы. Но главное оставалось неизменным – стремление помочь родителям стать лучшими версиями себя для своих детей.
За время существования проекта «Родительский университет с учителями года» более 50 регионов России приняли активное участие в создании уникального образовательного видеоконтента. Особую ценность проекту придает участие настоящих звезд педагогического олимпа – победителей Всероссийского конкурса «Учитель года».
Среди этих выдающихся педагогов: Лариса Гивиевна Арачашвили, Алихан Мавладиевич Динаев, Светлана Флюровна Видакас, Юлия Александровна Капалкина, Елена Александровна Смит, Юлия Сергеевна Мищенко, Лилия Викторовна Галузина, Анастасия Викторовна Шрамко, Мария Евгеньевна Ахапкина, Надежда Константиновна Князева, Владимир Михайлович Кильдюшкин и многие другие.
Каждый из этих педагогов внес свой уникальный вклад в проект, делясь богатым личным опытом и инновационными подходами к образованию. Их участие не только повысило качество и авторитетность контента «Родительского университета с учителями года», но и привлекло внимание широкой аудитории к важности взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.
Но возникли и новые вопросы: как найти баланс между традиционными ценностями и современными реалиями? Как научить детей быть успешными в цифровом мире, не теряя при этом связи с корнями? Как воспитать в ребенке лидерские качества и при этом научить его эмпатии и состраданию?
Эти вопросы стали темами для новых видеороликов, каждый из которых вызывал бурные обсуждения в родительском сообществе. И это было именно то, к чему стремились мы как создатели проекта, – не давать готовые ответы, а стимулировать размышления и диалог. «Настоящее образование – это умение задавать правильные вопросы», – эти слова приписывают разным мыслителям, но для «Родительского университета…» они стали руководством к действию.
Проект продолжал развиваться, охватывая все новые аспекты родительства. Появились ролики о ранней профориентации, развитии эмоционального интеллекта, о том, как говорить с детьми о сложных темах – от буллинга до глобальных проблем человечества. «Мы поняли, что родительство – это не просто воспитание детей, это воспитание будущего, – говорит Елена Смит, мама двоих детей, эксперт нескольких выпусков. – И наша задача – дать родителям инструменты, чтобы это будущее было светлым и добрым».
Но как измерить успех такого проекта? Количеством просмотров? Отзывами родителей? Или, может быть, улыбками детей, которые чувствуют, что их родители стали более внимательными и понимающими?
«Величие учителя в том, что он пробуждает радость познания и творчества», – сказал когда-то Альберт Эйнштейн. И, пожалуй, именно эта радость – радость открытий, радость общения, радость роста – стала главным результатом «Родительского университета…».
Сегодня, спустя несколько лет после запуска, проект продолжает свое развитие. Он стал не просто образовательной платформой, а настоящим сообществом единомышленников, где родители и педагоги вместе ищут ответы на самые важные вопросы воспитания.
«Родительский университет с учителями года» – это история о том, как из кризиса родилась возможность, как профессионализм встретился с любовью, а мудрость – с открытостью новому. Это история о том, как маленькая идея выросла в большое движение, меняющее жизни тысяч семей.
И, возможно, главный урок, который можно извлечь из этой истории, заключается в словах Василия Сухомлинского: «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».
«Родительский университет с учителями года» продолжает свой путь, помогая родителям и детям находить общий язык, расти вместе, создавая то самое счастливое будущее, о котором мечтает каждый из нас. И кто знает, может быть, именно благодаря таким проектам мир становится чуточку лучше, а семьи – чуточку счастливее.
Светлана ИЛЬИНА, председатель Комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думы, председатель Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», директор гимназии №3 г. о. Самара
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».