Литовские политики, представляя "зубы дракона", которые высмеяли даже жители балтийской республики, и другие инженерные заграждения на границе с Россией, гордо фотографировались на историческом мосту Королевы Луизы на границе с Калининградской областью, однако про новый мост умолчали, выяснили литовские журналисты.
Вначале сентября в Панемуне министры обороны и МВД презентовали укрепление моста Королевы Луизы на границе с Советском мерами контрмобильности, а также показали, как будет выглядеть заблокированный брод через реку Неман.
Министры позировали на старом, построенном более ста лет назад мосту, который уже несколько лет служит только как пешеходный.
В то же время, указывают литовские СМИ, чиновники ни словом не обмолвились о том, что есть новый автомобильный мост через реку Неман, по которому может проехать тяжелая техника.
Как пишут литовские журналисты, политики этот мост не посещали, армия подтвердила, что никаких препятствий здесь не строила. На новом мосту — только бетонные блоки, установленные пограничниками. С литовской стороны новый объезд моста обнесен забором, четырехкилометровый участок контролируется многочисленными камерами наблюдения.
Откуда появился мост
Сам мост был построен десять лет назад, подходы к нему достроены три года назад. Литва планировала потратить около 17 миллионов евро. Но, по словам бывшего главы Вооруженных сил Литвы, мост в Россию обошелся Литве как минимум в два раза дороже.
"Когда я стал командующим армией, мы ездили вдоль Немана, смотрели и видели много странных вещей: и вырубленные просеки, где когда-то были броды, отмеченные на карте, и тот появившийся новый мост. Я тогда поднимал много шума, спрашивал и у правительства, и у президента, почему тот мост был здесь построен. И еще заплачено очень дорого — 37 миллионов евро из фондов ЕС", — рассказал бывший командующий армией Йонас Витаутас Жукас.
Ответ, по его словам, был такой, что в 2018 году Россия принимала чемпионат мира по футболу, и этот мост был нужен любителям футбола.
"Чтобы можно было направлять транспортные потоки, большегрузные автомобили по этому мосту, чтобы они не мешали туристам. Я слышал такие аргументы. Но никто не мог внятно объяснить, почему мост такой большой пропускной способности появился именно через Неман из Калининградской области в Литву", — отметил Жукас.
Новый КПП — новый мост
После вступления Литвы в ЕС россияне заговорили о необходимости нового пограничного поста Рамбинас – Дубки и понадобился новый мост. В 2005 году бывший министр иностранных дел Антанас Валионис договорился с Россией ускорить реализацию проекта.
Окончательное соглашение о строительстве моста с Россией было достигнуто, когда правительство Литвы возглавлял консерватор Андрюс Кубилюс. Когда премьером был Альгирдас Буткявичюса Литва и Россия договорились построить мост до 2014 года. Этот проект даже был в списке приоритетов Буткявичюса. Создание нового пограничного поста с новым мостом утвердило и правительство Саулюса Сквернялиса.
Сначала открытию моста мешали наводнения на реке Неман, позже открытие было отложено из-за по геополитическим причинам.
Литва не знает, что делать с мостом
Каковы дальнейшие планы относительно этого моста, никто в правительстве Литвы сказать не может.
Министр транспорта Марюс Скуодис заявлял журналистам, что не может комментировать этот вопрос, так как необходимо углубиться в него. Почему никакие укрепления на нем не построены – он также не может ответить.
Есть и третий мост
Кстати, когда политики позировали на старом мосту Королевы Луизы, министр обороны Касчюнас, выдвинувший идею создания укреплений, не сказал, что рядом есть и третий мост из России в Литву, предназначенный для поездов.
Никаких укреплений, препятствий нет ни на этом мосту, ни рядом с ним, волнуются литовские СМИ.
Фото: Минобороны Литвы