- Битва под Белёвом (также известна как «Белёвщина») — сражение, состоявшееся 4—5 декабря 1437 года вблизи Белёва между войсками великого князя московского Василия II Тёмного и татарами под предводительством Улу-Мухаммеда. Итогом сражения стал полный разгром московского войска.
Из интервью историка Дамира Исхакова:
Во время правления Улу Мухаммеда Московское княжество платило дань Орде. Именно по этой причине вспыхивает конфликт. В 1432 году возникает спор между беком Ширинского племени Тегинэ-бей и беком племени Кунгуратов Айдаром по вопросу, кого поставить на княжеский трон в Москве. Айдар одерживает верх в этом споре, так как он был ближе к Улу Мухаммеду по родственным связям. Бек Ширин Тегене уходит на зимовку в Крым, его основные земли находились там. Улу Мухаммед дает ярлык на княжение в Москве человеку, которого предложил Айдар.
Конфликт между двумя беками заканчивается для Улу Мухаммеда неудачно. В 1437 году Айдар отходит от Улу Мухаммеда. У Айдара под командованием было около 30 тысяч войск, он был могущественным беком и главой племени Кунгуратов.
После его ухода Улу Мухаммед постепенно теряет власть.
Ближайшие к хану люди — это войска, которые достались ему от предков, их называли каучинами, чем-то похожими на личную гвардию. Это были войска четырех племен — Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак. Улу Мухаммед собирает часть этих войск, но не может взять с собой всех, некоторые остаются в Крыму. С этими приближенными — около 3500 человек — он уходит. Они отступают в сторону русских земель, фактически спасаясь бегством.
Улу Мухаммед надеялся, что если он пойдет к Московскому князу Василию, которому сам выдал ярлык, то тот примет его и защитит. Улу Мухаммед прибыл к городу Белёву на юге московских земель. Однако его ожидания не оправдались — русские встретили его войском. Великий князь Василий II Васильевич, желая вытеснить Улу-Мухаммеда из своих пределов, направил против него войско во главе с сыновьями своего дяди Дмитрием Юрьевичем Шемякой и Дмитрием Юрьевичем Красным.
Битва под Белёвом в
Согласно русским источникам, против Улу Мухаммеда выступило 40-тысячное русское войско, тогда как у Улу Мухаммеда было около 3500 воинов. Вместе с ним была и вся его семья — по сути, это была его мини-Орда.
Это произошло зимой, и Улу Мухаммед не мог уйти. Он укрепился на одной из гор около Белёва, залив её водой и превратив в ледяное укрепление. Началась битва. Самое удивительное, что эти 3500 татарских воинов разгромили 40-тысячное русское войско. Русские отступили.
После победы Улу Мухаммед начинает искать, где ему обосноваться. По некоторым данным, он некоторое время жил в заброшенной крепости Нижнего Новгорода. Другие, более достоверные источники утверждают, что он поселился неподалеку от Старого Казана. Точное местоположение неизвестно, но рядом с этим местом была крепость, позже известная как деревня Камай. Возможно, он там и обосновался.
Однако можно с уверенностью сказать, что Улу Мухаммед не уходил далеко и жил в этом районе. Возможно, он построил другой город недалеко от Старого Казана или около Зилантова монастыря. Эти два места можно считать территориями, где жил Улу Мухаммед.
После того как он обосновался, Улу Мухаммед начал переговоры с местными правителями. Эти правители известны нам по русским летописям. Это был Галимбек и некий султан, имя которого упоминается как Алтай или Алтынбай. Есть информация, что этот султан был из рода Шибанидов. Улу Мухаммед вел переговоры о том, чтобы остаться здесь. В то время Болгарская область не была независимой, она была частью Золотой Орды. Местные правители приняли хана и разрешили ему временно поселиться.
Я думаю, что Улу Мухаммед планировал остаться здесь, собрать силы и позже вернуть Сарай, чтобы снова стать его ханом.
Честно говоря, войска Улу Мухаммеда дважды одерживали победу над Василием. Первая — это разгром 40-тысячного русского войска под Белёвом. Затем, в 1445 году, сын Улу Мухаммеда нападает вновь. Происходит ожесточённое сражение, которое заканчивается крайне неудачно для русских. Василий лично участвует в бою, и его берут в плен. Василия увозят на территорию Казанского ханства, где он живет некоторое время. В этот период он даёт обещания татарам. Хотя мы не можем найти письменные документы с его подписью, мы видим последствия. Василий обещает платить Казанскому ханству дань, или как это называют русские — “ясак”. Это был знак подчинения, и длительное время Московское княжество платило дань Казанскому ханству. Это один из результатов.
Второй результат — в рамках соглашения с Улу Мухаммедом группа татар, по некоторым данным — военный отряд численностью 500 человек, вводится на территорию русского княжества, и позже там образуется Касимовское ханство. Во главе этой группы стоял сын Улу Мухаммеда, Касим. Он был послан для контроля над русскими землями. Великое княжество было вынуждено обеспечивать их продовольствием.
Русские историки не любят писать об этом, потому что это было крупное поражение и плохо закончилось для Василия. За то, что он сделал такие уступки татарам, русские бояре позже выкололи ему глаза, сделав его слепым. Поэтому его стали называть “Василием Тёмным”.
У Василия не было другого выхода — чтобы вернуться из плена, он был вынужден пойти на эти уступки. Это, безусловно, была большая победа татар. И после этого долгое время Московское княжество не нападало на Казанское ханство. То есть отношения наладились, и начались торговые связи.
Например, сохранились два очень интересных документа. Они относятся ко временам правления старшего сына Улу Мухаммеда, Махмутека. Русский патриарх Иона писал письма, касающиеся торговых отношений с Казанью. В этих письмах упоминается, как велась торговля и что именно продавали. Речь шла о мехах, и наблюдалась активная торговля между двумя сторонами. То есть после Улу Мухаммеда его сын смог править в относительно мирное время.
В этот период Казанское ханство укрепляется.
В 1437-1438 годах он жил здесь и совершал набеги на русские земли, мстя за то, что его не приняли. Его действия были успешны. Согласно «Кара Теварих», он хитростью обманул местного бека и проник в Казань, став её правителем.
Он не прожил там долго, но был жив еще в 1445 году. Татарские источники об этом не упоминают, а русские источники ненадежны. Есть слухи, что его сын Махмутек убил своего отца, но это ничем не подтверждено и встречается только в публицистических работах. По моим данным, Улу Мухаммед умер своей смертью.
В более поздних русских летописях упоминается, что его сын Махмут стал казанским ханом.
Ход сражения:
Утром 3 декабря 1437 года русское войско подошло к Белёву. Согласно летописям, татарский «царь испугался, увидев огромное количество русских войск, и начал склоняться к тому, чтобы сдаться русским князьям». Однако русские князья и воеводы, «увидев множество своих войск, а их — малое и слабое количество, возгордились... и не послушались царских речей».
**4 декабря**
На следующее утро, 4 декабря, русские полки выстроились и направились к ледяной крепости татар. Татары вышли навстречу, и завязался жестокий бой. Русские оттеснили татар и загнали их в крепость, нанеся им большие потери. В этом сражении погиб один из зятьёв Улу-Мухаммеда и множество татарских князей. Однако последующие действия русских оказались несогласованными. Воеводы Пётр Кузьминский и Семён Волынец, увлечённые преследованием, ворвались в крепость. Некоторым их силам удалось прорваться в центр, но остальные полки не поддержали их. В результате, они оказались окружены татарами и были полностью уничтожены.
Предполагается, что разногласия среди русских были вызваны действиями мценского воеводы Григория Протасьева, который был лично знаком с Улу-Мухаммедом. В 1430 году Улу-Мухаммед отпустил Протасьева из Орды после того, как его вероломно захватил ордынский князь Айдар. Протасьев заявил князьям и воеводам, что «великий князь прислал ко мне, не велел биться с царём, а приказал мириться и распустить полки». В русском войске не было единого командования: одни князья настаивали на решительных военных действиях, другие склонялись к мирным переговорам. Среди тех, кто был против мирных отношений Улу-Мухаммеда с Василием II, выделялись князья Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный — сыновья князя Юрия Дмитриевича, которому Улу-Мухаммед в 1432 году отказал в ярлыке в пользу его соперника — Василия Васильевича.
Софийская II и Архангелогородская летописи сообщают о предательстве Протасьева, который в ночь на 5 декабря отправил к Улу-Мухаммеду лазутчика с предложением атаковать русский лагерь утром.
**5 декабря**
Утром 5 декабря, чтобы выиграть время и усыпить бдительность русских, Улу-Мухаммед отправил на переговоры своего зятя Елибердея и двух даруг — князей Усейна Сараева и Усень-Хозю. С русской стороны на переговоры вышли воеводы Василий Иванович Собакин и Андрей Фёдорович Гостяев. Улу-Мухаммед предложил позволить ему перезимовать на русских землях, пообещав в будущем не нападать на русские территории и не требовать дани. В залог он готов был отдать своего старшего сына Махмуда и детей всех татарских князей.
Царево слово к вам: даю вам сына своего Мамутека, а князи своих дают в залог на том, что: даст Бог буду на царстве, и пока буду жив, не стану нападать на Русские земли, и войска против вас не пошлю.
Кроме того, ханские послы предлагали отдать русским всю добычу и пленных, захваченных «за пределами вотчины великого князя».
Тем временем, татары тайно вышли из крепости с южной стороны, вероятно, спустились к реке Белёвке, прошли по устью Оки и, обойдя Белёв с юга, подошли к русскому лагерю с западной стороны. Благодаря утренней мгле татарам удалось незаметно подойти к русскому лагерю и внезапно атаковать спящих воинов. Григорий Протасьев, ожидавший нападения, с криками «беги, беги!» бросился бежать со своими людьми, вызвав панику в лагере. Многие русские полки, даже не видевшие татар, «побежали, никем не гонимые».
Летописи сообщают, что после отказа русских воевод от мирных предложений, татарские парламентёры сказали: «А этого вы не хотите? Тогда оглянитесь назад». Обернувшись, воеводы увидели, как татары рубят убегающих русских. Русская рать в тот день понесла огромные потери. Погибли многие князья и воеводы. Летописи утверждают, что каждый татарин убил по 10 и более русских воинов. Во время бегства многие русские воины были убиты своими же, — крестьянами, разорёнными русским войском на пути к Белёву.