Так получилось, что первые фотоателье в Сокольниках стали возникать на рубеже XIX-XX веков. Здесь стоит упомянуть появившееся с 1894 года по 1898 годы на летний период фотоателье Павла Николаевича Барбашова близ Сокольничьей заставы в доме Чижиковой и с 1895 года известнейшего Николая Ивановича Свищова (Свищов-Паола, Свищев) на Ивановской (Маленковской ) улице в доме Степановой и на старом гулянье в саду Общества содействия устройству общеобразовательных народных развлечений.
Но были и исключительные случаи. Еще в мае 1868 года Адольф Федорович Нейнган (Нейхган, Нейенган) подал прошение: "Ныне желаю..... открыть в Сокольниках Мещанкой части 4 квартала в старой слободе в доме Лукьянова". В 1870 году Иван Ефимович Страхов близ Алексеевского монастыря на углу Алексеевской улицы открыл филиал своего фотоателье на даче Шитова. Но скорее всего эти два фотоаталье проработали в Сокольниках недолго. Поэтому особняком во всей этой истории стоит художник-фотограф Михаил Михайлович Панов, открывший летний филиал своего фотоателье «в Сокольниках близ церкви и Ширяева поля у пруда на собственной даче» предположительно в самом начале 1870-х годов.
Панов Михаил Михайлович (1836-1894) - уроженец города Острогожска, родившийся в семье купеческого сына Михаила Дмитриевича Панова и его жены Параскевы Петровны, увлекшийся фотографией еще будучи подростком. Приобщил его к занятиям фотографией, как и будущего художника Ивана Крамского, друг и земляк Михаил Борисович Тулинов. Дружба с Тулиновым и Крамским сохранилась у Панова на всю жизнь.
Знаменитый исследователь Воронежского края Николай Иванович Второв, отправляясь в 1857 году в экспедицию, пригласил в свою группу художника П. Павлова, фотографа М. Б. Тулинова, а раскрашивать фотографии - Михаила Панова. Во время поездки был собран интереснейший материал в виде зарисовок и фотографий типов и национальных костюмов Воронежского края. Этот этнографический материал вошел в альбом, который стал ценным вкладом в науку: изображенные в нем народные костюмы большей частью принадлежали к исчезающим. Основу альбома составили фотографии Тулинова, которые были искусно смонтированы; Панов и Павлов подкрасили «светописные рисунки». Альбом «тщательно выполненный, редкий пример раннего фотомонтажа в соединении с акварелью. Раскраска же или подкраска изображений была распространена в портретных ателье во всех странах».
В 1860 году Крамской выполнил карандашный портрет М.М. Панова
В это время Панов работал ретушером у фотографа Александровского. С помощью Крамского он стал готовиться в Академию художеств, куда и поступил в 1862 году в гипсовый класс. В 1863 году Панов представил на выставку выполненный акварелью автопортрет. В 1865 году за акварельный портрет «Женщина с распущенными волосами» М. М. Панов получил звание свободного художника.
Аттестат от Императорской Академии Художеств.
Предъявитель сего, бывший ученик Академии Михаил Панов, во внимании к хорошим познаниям его в живописи портретной, при представлении на третий экзамен 30 января сего 1865 года акварельного портрета "Женщины с распущенными волосами" удостоен звания Свободного Художника и в оном утвержден общим Собранием Академии 12-го сего сентября, с правом на основании Всемилостивейше дарованной привилегии, пользоваться с потомством его вечною совершенною свободою и вольностию и вступить в службу, в которою пожелает. В удостоверении что и дано ему Г. Попову, сей аттестат с приложением Академией печати С. Петербург сентября 30 дня 1865 года.
В декабре 1864 года Михаил Панов стал владельцем фотоателье. Фотографическое заведение Панова привлекало внимание представителей всех сословий Москвы. Сам фотограф умело пользовался рекламой. Так, в апреле 1867 года он делает сообщение: «Поступил в продажу фотографический портрет Ивана Сергеевича Тургенева. Портрет этот вызвал следующее замечание И. С. Тургенева: "Из всех моих фотографических портретов художественнее и выразительнее этого я не имел".
В октябре 1867 г. М. М. Панов подал прошение генерал-губернатору: "...по встретившимся обстоятельствам я переменяю квартиру и желаю поместить фотографическое заведение в дом госпожи Кошкаревой той же части и квартала... Свободный художник Панов". С 4 ноября 1867 года по май 1869 года ателье находилось в доме Кошкаревой; 17 июня 1869 года Панов вернулся на старое место, в дом Раевской.
К Панову чаще, чем к другим фотографам, чьи заведения располагались на Петровке, Кузнецком мосту и близлежащих улицах, заходили и московские и петербургские художники, писатели, поэты, актеры, музыканты. Перед его камерой позировали Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. Н. Островский и многие другие замечательные люди.
В творчестве Панова удачно соединились художественное видение натуры и умение выразить это средствами фотографии. Его работы были представлены в 1870 году на Всероссийской торгово-промышленной выставке в Петербурге. Серьезно готовился он и к Политехнической выставке, которая должна была открыться в Москве 20 мая 1872 года, в день 200-летнего юбилея со дня рождения Петра Великого. Фотографии на этой выставке отвели «павильон с мастерскими, предназначенными как для работы в них, так и для подробного ознакомления со всей техникой и усовершенствованием этого искусства». Лучшие работы были отмечены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. В списке экспонентов, получивших Большую золотую медаль, упомянут «Панов М. М., фотограф в Москве», за фотографические портреты).
17 апреля 1868 года по старому стилю Михаил Михайлович Панов, 32 лет, вступил в брак с вдовой 2-й гильдии московского купеческого сына Екатериной Евдокимовной Котельниковой, 31 года в церкви Рождества Богородицы в Столешниках.
Познакомившись с самим фотографом Пановым далее предлагаю перейти к заявленной теме публикации - его даче в Сокольниках.
Самое раннее упоминание дачи Панова в Сокольниках удалось обнаружить на обороте фотокарточки ателье Панова, где значится приписка "В Сокольниках на собственной даче близ церкви у пруда около Ширяева поля". Исходя из того, что на бланке уже присутствует медаль с Всероссийской мануфактурной (торгово-промышленной) выставки 1870 года, но еще нет Большой золотой медали с Политехнической выставки 1872 года мы можем определить, что именно в период 1870-1872 года дача Панова в Сокольниках и появилась. По крайней мере более ранних ее упоминаний найти не удалось.
Поразительно, но никаких упоминаний в архивах и на многочисленных московских планах о владении Панова в Сокольниках найти к этому моменту не удавалось.
И тогда нам на помощь пришел план, снятый с натуры и составленный в 1872 году военным топографом Я.П. Уткиным. Гравировал и вырезал слова крестьянин самоучка П.И. Белов.
Благодаря плану Уткина мы довольно четко можем определить локацию, где находилась дача Панова в Сокольниках. Примерно на этом месте сейчас находится кафе "Лебяжье" к югу от Нижнего Майского пруда.
Разобравшись с самим местом, находим дачу Панова и на плане Казенной лесной дачи Сокольничьей и Оленьей рощи с Ширяевым полем 1877 года, где она не подписана. Изучая раньше этот план предполагал, что это и есть дача Панова, но доказательств не было. План Уткина расставил все на свои места.
Подъезд к даче был с Сокольничьего проспекта (современного Богородского шоссе). Помимо самой дачи можно еще разглядеть дорожки вокруг нее и какое-то благоустройство около берега Нижнего Майского пруда.
Теперь очень хочется найти и чертежи дачи Панова в архиве. Но основная сложность заключается в том, что ни на одном из планов у участка нет номера. Такой случай в Сокольниках мне встречается впервые.
Будем искать с перламутровыми пуговицами!) (с)
Дополнительно удалось найти информацию, что с мая 1878 года на даче Панова открыла на летнее время филиал фотографии Мария Валерьяновна Падурова, владелица фотографии «Лео».
При подготовке публикации использованы материалы из книги Татьяны Николаевны Шиповой "Фотографы Москвы 1839-1930".
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, оставьте комментарий, подпишитесь и поставьте лайк!
Подписывайтесь также на мой ТГ-канал "Память места_Москва"