Найти в Дзене

Мельник. Мифические помощники

(статья, часть 3) Владение тайными знаниями было в глазах крестьян неотъемлемой чертой хорошего мельника, элементом его профессионализма. Если мельница водяная, мельник должен был установить рабочие взаимоотношения с водяным, если ветряная — то с лешим. Леший являлся мельнику чаще всего в виде высокого мужика –долгого (вят.) или болшого (костр., ветлуж.), либо сильного ветра, в последнем случае срывая с него шапку и ломая мельничные крылья. Водяной – в облике огромной рыбы в мельничном пруду: налима, сома, щуки, черного кота, мужика в красной рубахе, выгоняющего стадо коров прямо из воды. Смоленские мельники описывали водяных как мужиков “с длинными пальцами на ногах, с лапами вместо рук, с двумя рогами на голове, с хвостом назади, и с глазами, горящими подобно раскаленным углям”. Внешний облик водяного (как и лешего) в устных рассказах постоянно варьируется. «Всяко может показаться: женщиной, чошут голову, собакой — я так собакой видал — рыбой может ка-заться» [Богатырев, 1916].

(статья, часть 3)

Владение тайными знаниями было в глазах крестьян неотъемлемой чертой хорошего мельника, элементом его профессионализма. Если мельница водяная, мельник должен был установить рабочие взаимоотношения с водяным, если ветряная — то с лешим.

Леший являлся мельнику чаще всего в виде высокого мужика –долгого (вят.) или болшого (костр., ветлуж.), либо сильного ветра, в последнем случае срывая с него шапку и ломая мельничные крылья.

Водяной – в облике огромной рыбы в мельничном пруду: налима, сома, щуки, черного кота, мужика в красной рубахе, выгоняющего стадо коров прямо из воды. Смоленские мельники описывали водяных как мужиков “с длинными пальцами на ногах, с лапами вместо рук, с двумя рогами на голове, с хвостом назади, и с глазами, горящими подобно раскаленным углям”.

Внешний облик водяного (как и лешего) в устных рассказах постоянно варьируется. «Всяко может показаться: женщиной, чошут голову, собакой — я так собакой видал — рыбой может ка-заться» [Богатырев, 1916]. «Видом своим он подобен лешему, только шерсть на нем очень лохматая и белого цвета. Одежды не носит никакой» [Колчин, 1899]. Его описывают и как злобного старика с большой бородой, покрытой тиной, но чаще всего водяной показывается огромной рыбой. Притом что сведения о внешнем облике водяного сбивчивы и путаны, устойчивыми признаками его являются: пребывание в воде и производимый им шум — он хлопает по воде, насылает бурю, пускает круги по воде.

На вятских мельницах обитали вместо леших и водяных мелкие бесы – ичетики –представлявшиеся мохнатыми человечками с длинной всклокоченной шевелюрой, а также женский дух по прозваниюшишига, имевший обыкновение отдыхать на мельничном колесе.

Чаще, однако, мельничная нежить являлась невидимо, давая о себе знать шумом, голосами, неожиданным запуском (остановкою) мельницы.

Как леший являлся хозяином леса, во власти которого были звери и птицы и от которого зависела успешность охоты и благополучное пребывание в лесу, так и водяной считался властелином рыб, он мог успокоить или взбаламутить воду, забросать русло камнями, разрушить плотины.

По народным поверьям, водяной живет в омутах, «особенно же любит селиться под водяной мельницей, возле самого колеса» [Афа-насьев, 1982]. К омутам отношение было однозначным («В тихом омуте черти водятся» — омуты затягивают людей). Из сведений по Архангельской губернии: «Водяной живет в глубочайших ямах, озерах или реках. Над теми ямами, где вертит воду. Такие места называются чертовыми домовищами, следственно, водяной живет домом, т. е. имеет семейство. Водяниха из воды выходит нагою в полночь и садится на камень; тут она расчесывает свои волосы большим гребнем» [Ефименко, 1877]. Образ «водянихи», таким образом, сливается с образом русалки.

Представления о демонических существах, обитавших на мельнице, оформляло ее особый статус в глазах населения. Мотив встречи с ними (или проявлениями их активности, которые видели в самых разных событиях) составлял обычный элемент рассказов о посещении мельницы.

"Возле мельницы чо-то чудилось: мамка приехала на мельницу рано, никого еще нет, заперто. И сижу, говорит, - раза три кашлянул кто-то. А никого нет…" (Кировская обл., Нагорский р-н, д.Щучкины).

Сами мельники реагировали невозмутимо, а порой и поддерживали подобную репутацию.

В вятском селе Воробьева Гора мельник рассказывал: "В мельницу-то воду как пускают, вышел оттуда не человек, а кто знает что. Мельник говорит: - Ктотутока? - Угу, - только и ответил. Мельник говорил: - Ой, какой страшный, вода с него так и течет… Мельник быстро, рассказывал, выключил мельницу и домой заперся. Говорит, трясусь!" (Кировская обл., Советский р-н, с.Воробьева Гора).

Такая форма утверждения мельником в глазах крестьян своей особенной репутации была стереотипна и зафиксирована у восточных славян повсюду, от Поволжья до Полесья.

Присутствие нежити проявлялось невнятными голосами, шепотом, стуком мельничных механизмов, касанием, внезапным дуновением ветра.

Со всеми этими персонажами мельник, как и пастух, должен был заключить тайный договор, подкрепленный жертвоприношениями.

Использованная литература:

1. Кривоноженко А. Ф., Захарова Е. В., Литвин Ю. В. Мельницы в жизни российского крестьянства пореформенного периода // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2021. Т. 66. Вып. 3. С. 699–717. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2021.302

2. Щепанская Т.Б. Мужская магия и статус специалиста (по материалам русской деревни конца XIX–XX вв.) // Мужской сборник. Вып.1. Мужчина в традиционной культуре. Сост. И.А. Морозов, Отв. ред. С.П.Бушкевич. М., 2001.

3. Ведерникова Н. М. Мельницы и мельник в русской мифологии / Н. М. Ведерникова // Научный диалог. — 2014. — № 12 (36) : Филология. — С. 6—22

#статьи

#мельник

#мельница

#славянская_мифология