Солнечный осенний день особенно приятно провести на воде. До закрытия навигации ещё есть достаточно времени для водных путешествий.
Рассмотрим водный путь из Москвы в Коломну и начнём путешествие с Южного Речного вокзала.
Первый Южный Речной вокзал построили одновременно с Северным и открыли 15 июля 1937 года вместе с каналом Москва-Волга. Впечатляющее здание в форме восьмиугольника со шпилем стояло у Даниловского моста и было отправной точкой Московско-Окского водного пути. В годы Великой Отечественной войны вокзал стал центром эвакуации и снабжения Москвы. Не смотря на то, что здание считалось временным, центр прослужил до 1972 года, когда был разобран из-за реконструкции набережной.
В 1979 году началось строительство нового вокзала в Нагатинском затоне по проекту Юрия Когана. Здание в форме корабля украсили скульптуры работы Салавата Щербакова. В 1985 году отсюда отправился первый туристический рейс, но в 1990-х вокзал превратился в ярмарку и пришел в упадок.
Весной 2023 года вокзал вновь открылся после реконструкции. Восстановили скульптуры и шпиль, интерьеры оформили в современном стиле, а территорию благоустроили. Вокзал оборудовали для маломобильных пассажиров, а рядом расположились метро и парк «Остров мечты». Также открыли выставка, где рассказывают историю водного транспорта Москвы.
Рекомендации по маршруту для маломерных судов:
Рекомендации по маршруту для маломерных судов:
Интерактивные обновляемые навигационные карты и лоцийные сведения полностью доступны в Атласе водных путей «Лоциус»
Рекомендации по маршруту для маломерных судов:
1. В акватории Южного речного порта соблюдайте осторожность и двигайтесь с безопасной скоростью.
2. .Крупнотоннажные суда, идущие к причалам порта, совершают разворот на отметке 150,1 км. Здесь требуется проявлять повышенную бдительность.
3. Учитывайте, что при повышенном расходе воды на Перервинском гидроузле ниже канала шлюза 10 возникает свальное течение, направленное к правой стороне судового хода.
4. Шлюз 10 железобетонный, однокамерный. Длина камеры 300 м, ширина 30 м, полезная длина 290 м, ширина 29 м. Глубина на верхнем пороге 5,7 м, на нижнем 4,0 м, при минимальном уровне 5,64 м и 3,82 м соответственно. Камера закрывается сегментным затвором у верхней головы и двустворчатыми воротами у нижней. Причальных палов у шлюза нет. Разрешение на движение и заход в камеру выдает диспетчер шлюза.
5. Шлюз 11 железобетонный, однокамерный. Длина камеры 55 м, ширина 15,7 м. Шлюзования здесь нет.
6. На участке между шлюзами 10 и 9 скорость движения пассажирских и маломерных судов не больше 15 км/ч
7. На том же участке запрещено движение гребных, парусных судов и гидроциклов.
Соблюдайте дистанцию не менее 1 км между судами (за исключением пассажирских судов).
8. На отметке 149,0 км судоводители обязаны установить радиосвязь с диспетчером движения Московского РГС на УКВ канале 6 (позывной «Москва-Перерва»).
9. У причала Коломенское на отметке 145,9 км маневрируют экскурсионные и прогулочные суда. Здесь проявляйте повышенную осторожность.
Через приложение Лоциус SQRE с помощью камеры смартфона легко можно получить информацию обо всех объектах по пути водного путешествия.
Дворцовое село Коломенское.
Дворцовое село Коломенское находится на месте, где река Жужа впадает в Москву-реку. По одной из версий, его основали переселенцы из города Коломна, которые бежали от монголо-татарского нашествия. Впервые село упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1339 года. В 1380 году здесь встречали войска Дмитрия Донского, возвращавшиеся с Куликовской битвы.
В 1528 году великий князь Василий III, надеясь на рождение наследника, приказал построить храм Вознесения Господня. Строительством руководил архитектор Петрок Малый (Пьетро Франческо Анибале). В храме соединились элементы древнерусской и итальянской архитектуры: псковские арки, европейские пилястры и кокошники. Храм освятили в 1532 году в присутствии двухлетнего Ивана IV (Грозного), который спустя 32 года молился здесь перед началом опричнины. Вознесенская церковь стала первым шатровым каменным храмом в России и признали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году.
Рядом с храмом Петрок Малый построил колокольню,которая напоминает итальянские кампанилы. В отличие от русских звонниц, где раскачивались языки колоколов, здесь на европейский манер качали сам колокол. Позднее пристроили палату и трапезную, ставшую храмом святого Георгия Победоносца.
Коломенское стало любимой резиденцией царя Алексея Михайловича, где для него построили деревянный дворец с 270 комнатами и церковью Казанской иконы Божией Матери. От комплекса XVII века сохранились Казанская церковь, Водовзводная башня, Полковничьи палаты, приказные палаты, а также Передние и Задние ворота.
Ансамбль Передних ворот с Часовой башней
Ансамбль Передних ворот с Часовой башней возвели в XVII веке при царе Алексее Михайловиче. Когда-то на третьем ярусе башни красовались часы работы мастера Оружейной палаты Петра Высоцкого. До наших дней оригинальный часовой механизм не дошел.
В 1964 году западный фасад Передних ворот украсили часы, перенесенные с Сухаревской башни. Музейные сотрудники тщательно следили за их состоянием, но спустя полвека часы остановились. Восстановление механизма заняло более пяти лет, и в 2012 году часы на Часовой башне вновь ожили.
Кроме того, реставраторы обогатили звучание часового боя. Теперь, начиная с 9 утра и до 9 вечера, каждые три часа в "Коломенском" раздается мелодия виватного канта XVIII века "Орле Российский", посвященная победе Петра I в Полтавской битве. Этот торжественный гимн исполнялся в честь значимых событий в истории России, и теперь он вновь радует гостей музея.
В Коломенском прошло детство Петра I, который учился здесь военному делу и ходил под парусом по Москве-реке. Екатерина II повелела разобрать дворец Алексея Михайловича и построить новый, но и его в итоге разобрали для строительства дворца для Александра I, который так и не был завершен.
К началу XX века дворцовая жизнь в Коломенском угасла, однако здесь продолжали действовать храмы и старообрядческие дома. После революции многие из них закрыли, и архитектор П.Д. Барановский предложил создать музей деревянного зодчества. Были перевезены башни Никольского монастыря и Сумского острога, а позже добавились новые постройки, включая домик Петра I из Архангельска.
В 2005 году Коломенское стало музеем-заповедником. В 2008-2010 годах воссоздали точную копию Государева Двора с 23 интерьерами допетровской эпохи, построенную на новом месте с использованием современных материалов, чтобы не повредить оригинальные фундаменты XVII века.
В следующих публикациях проследуем дальше по Мокве-реке в Коломну, через Марьино, Петровские Луки, Дзержинский, Тураево, Маячково, Жуковский. Подписывайтесь и пишите в комментарии про какие участки водных путей рассказать подробнее.
Напоминаем, что подписчикам канала по промокоду ДЗЕН2024 скидка на интерактивный Атлас водных путей.