Его называли актером-портретистом. В биографических фильмах и спектаклях он сумел создать образы известных всему миру людей - академика Ивана Павлова, композитора Модеста Мусоргского, мецената Саввы Мамонтова, композитора Александра Александрова, «всесоюзного старосту» Михаила Калинина, писателя Александра Герцена. Совершенно разных по душевному складу, внешнему виду и возрасту людей. А большинству зрителей Александр Борисов запомнился по роли профессора-животновода Лапина в популярной кинокомедии «Верные друзья», где он снялся с Василием Меркурьевым и Борисом Чирковым.
Таких людей как Александр Борисов принято называть однолюбами. Всю свою творческую жизнь он выходил на сцену одного театра, а в жизни был предан одной женщине - своей жене.
Александр Борисов родился 18 апреля 1905 года в Санкт-Петербурге. Семья была бедной, мама работала прачкой, отец - кухонным работником. Мальчик очень любил петь, у него был отличный слух и красивый голос. Саша принимал активное участие в самодеятельности, а в 1927 году окончил студию при Ленинградском академическом театре драмы, был принят в театр-студию, а в 1928 году стал актером основной труппы театра, в котором оставался до конца жизни.
Впервые на киноэкране Борисов появился в конце 30-х годов, когда у него уже были позади сложные и многоплановые театральные роли. Он сыграл большевика Белова в фильме «Днепр в огне» и казака Назарку в картине «Друзья». После «Друзей» в кинематографической биографии Александра Борисова наступила длительная пауза.
Когда началась Великая Отечественная война, на третий день, 24 июня, к Александру Федоровичу примчался его друг композитор Соловьев-Седой и принес ему мелодию новой песни. В тот же вечер песня уже звучала из репродукторов над родным городом. Новая песня «Играй, мой баян» в исполнении Борисова.
К слову, с детства Саша Борисов дружил с будущим известным композитором Василием Соловьевым-Седым (псевдоним «Седой» произошел от детского прозвища, у Василия были очень светлые волосы). Тот тоже был из очень бедной семьи дворника. А в молодые годы друзья выступали в музыкальном трио. Исполняли романсы, песни и частушки (с постоянным аккомпаниатором — известным гитаристом С. А. Сорокиным).
Вскоре Борисов был эвакуирован с театром в Новосибирск. Вместе с коллегой Константином Адашевским он исполнял перед сибирскими тружениками или фронтовиками призывные, язвительные, полные весёлого мужества куплеты и частушки. Большой популярностью пользовалась музыкальная передача новосибирского радио «Огонь по врагу», которую вели Адашевский и Борисов. Они создали на радио образы веселых бойцов-разведчиков Козьмы Ветеркова и Ильи Шмелькова. Эта радиопередача получила широкую популярность у слушателей.
Вернулся в кинематограф Александр Борисов только в 1948 году. Произошло это при довольно интересных обстоятельствах. На сцене родного театра 42-летний актер впервые попробовал себя в «возрастной» роли - Михаила Калинина в спектакле «Жизнь в цвету». «Всесоюзный староста» приезжает в гости к знаменитому ученому Ивану Мичурину (Н.Черкасов) и два пожилых человека, не спеша, ведут свой разговор о прошлом и будущем.
Образ Калинина, созданный Борисовым, был не только далек от возрастного шаблона, но и отличался точной выразительностью созданного им характера. В нем не было ничего нарочито старческого, а ощущались прожитая жизнь и накопленное ею духовное богатство. В ту пору кинорежиссер Г.Рошаль искал исполнителя на роль Павлова в свою картину «Академик Иван Павлов». После просмотра им спектакля «Жизнь в цвету» вопрос о главном герое картины сразу отпал. Так, в творческой биографии Борисова началась новая глава - кинематограф.
В 1949 году, сразу после «Академика Ивана Павлова» Борисов сыграл улыбчивого и доброго Петра Рыбкина, сподвижника первого российского радиотехника, профессора Попова в картине «Александр Попов». В следующем году сыграл Модеста Мусоргского в картине «Мусоргский». Затем Герцена «Белинский», Александрова в «Наши песни» (фильм не был завешен). Борисов был популярен. Каждый год кинорежиссеры предлагали ему новую роль. В те времена «малокартинья» редко кому из актеров выпадала такая честь.
За исполнение ролей Павлова, Мусоргского, Рыбкина и Рекало - в спектакле «За тех, кто в море!», Борисов получил Сталинские премии первой и второй степени.
В 1954 году режиссер Михаил Калатозов приступил к съемкам лирической комедии «Верные друзья». На роль профессора, зоотехника Лапина он пригласил Александра Борисова. После сыгранных актером сложный ролей в биографических фильмах, кинозрители впервые увидели Борисова в роли лирического героя комедии.
Его Лапин человек тихий и скромный, умеющий сильно и страстно чувствовать, но боящийся дать волю своему темпераменту, своему чувству. А романс Лапина («Что так сердце, что так сердце растревожено...») исполненный Борисовым, хорошо отразил характер его лирического героя. Приятный голос актера звучит и в другом фильме - «Разные судьбы», где он исполнил романс композитора Рощина («Почему ж ты мне не встpетилась, юная, нежная...»).
Из пятидесяти сыгранных Борисовым ролей в кинофильмах и фильмах-спектаклях, перечисленные в статье роли стали лучшими в его карьере. Но главные события в его творческой жизни происходили на сцене. Актер редкостного обаяния, с удивительным голосом, необыкновенной силы и проникновенности, создал многочисленные образы своих героев в родном Александринском театре, где был ведущим актером и которому посвятил 54 года своей творческой жизни.
Александр Федорович Борисов был женат на актрисе Ольге Николаевне Бибиновой, с которой вместе играл Александринском театре. В семье было двое детей - Касьян и Людмила. Полвека они прожили вместе в любви и согласии. Ольга Николаевна пережила мужа на 23 года.
Александр Федорович Борисов ушёл из жизни 19 мая 1982 года в Ленинграде. Ему было 77 лет. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.