Найти в Дзене
Занавес истории

Старик пообещал немцам вывести их в тыл к Красной Армии. Но что он задумал на самом деле?

Матвей Кузьмич Кузьмин, житель деревни Куракино в Псковской области, был фигурой неординарной. В отличие от своих односельчан, которые активно участвовали в коллективизации, дед Кузьмин предпочитал вести самостоятельное хозяйство. Он занимался рыбной ловлей, охотой и собирательством, предпочитая уединение и независимость. Его неприятие колхоза и замкнутый образ жизни породили у односельчан подозрения и недоверие. Несмотря на то, что он сам родился в семье крепостного крестьянина, его считали врагом советской власти и контрреволюционером. - Бирюком жил, ни с кем не водился. При встречах: здравствуй, прощай - и весь разговор. Отдельно от всех жил, и, что там греха таить, не любили мы его, считали, тёмен он мыслями (Полевой Б.Н. "Самые памятные: Истории моих репортажей". - М.: Мол. гвардия, 1980) С началом войны, деревня Куракино оказалась под немецкой оккупацией. Комендант, узнав о деде Кузьмине, известном своим неприятием коллективизации, решил поселиться именно у него. Немецкие власти,

Матвей Кузьмич Кузьмин, житель деревни Куракино в Псковской области, был фигурой неординарной. В отличие от своих односельчан, которые активно участвовали в коллективизации, дед Кузьмин предпочитал вести самостоятельное хозяйство. Он занимался рыбной ловлей, охотой и собирательством, предпочитая уединение и независимость. Его неприятие колхоза и замкнутый образ жизни породили у односельчан подозрения и недоверие. Несмотря на то, что он сам родился в семье крепостного крестьянина, его считали врагом советской власти и контрреволюционером.

- Бирюком жил, ни с кем не водился. При встречах: здравствуй, прощай - и весь разговор. Отдельно от всех жил, и, что там греха таить, не любили мы его, считали, тёмен он мыслями (Полевой Б.Н. "Самые памятные: Истории моих репортажей". - М.: Мол. гвардия, 1980)

С началом войны, деревня Куракино оказалась под немецкой оккупацией. Комендант, узнав о деде Кузьмине, известном своим неприятием коллективизации, решил поселиться именно у него. Немецкие власти, стремясь установить контроль над населением, предложили Матвею Кузьмичу занять пост старосты, но он отказался, ссылаясь на плохое здоровье. Удивительно, но немцы не стали забирать у него охотничье ружье, видимо, учитывая его возраст и нежелание участвовать в политических играх.

В феврале 1942 года немецкий батальон из 1-й горнострелковой дивизии подошел к Куракино. Воспоминания о Матвее Кузьмиче, местном одиночке, не признававшем колхоз, были еще свежи в памяти оккупантов. Они обратились к нему за помощью, используя его знания местности. Дед Кузьмин, несмотря на свое нежелание сотрудничать с немецкими властями, согласился вывести их к деревне Першино, где располагались советские части. Немецкое командование не ожидало такой неожиданной атаки с тыла.

 Кузьмин Матвей Кузьмич
Кузьмин Матвей Кузьмич

Матвей Кузьмич, делая вид, что размышляет, выслушал предложение немецкого офицера. В обмен на помощь в перемещении батальона ему обещали деньги, керосин, муку и даже новое охотничье ружье "Зауэр". Дед попросил показать на карте цель похода немецких горных стрелков, а затем согласился вывести их туда. Но в тайне от немцев он попросил своего внука Васю бежать к советским войскам, рассказать о планах врага и ждать в засаде у деревни Малкино.

Собираясь в дорогу, Кузьмин незаметно для немцев поручил своему 14-летнему внуку Васе пробраться к советским войскам и предупредить их о нависшей опасности.(Источник: Известия : газета. — 1942. — № 46 (7732) (25 февраля). — С. 2.)

В ту же ночь, доверившись своему "проводнику", немецкие горные стрелки отправились к деревне Першино. Их план состоял в том, чтобы под покровом темноты внезапно атаковать защитников села и застать их врасплох. Однако, несмотря на небольшое расстояние между Куракино и Першино (всего шесть километров), Матвей Кузьмич умудрился вести немецкий батальон по лесам всю ночь.

На рассвете, немецкий отряд вышел к холмам возле деревни Малкино, где их уже ждала 31-я отдельная курсантская стрелковая бригада. Курсанты подпустили немцев поближе, а затем открыли сильный огонь. Немецкие солдаты были в замешательстве, понимая, что их обманули. Немецкий майор, в гневе, расправился с Матвеем Кузьмичом. Однако убежать немцам не удалось. Около пятидесяти немецких солдат погибло в сражении, а около двадцати сдались в плен.

Когда немцы попали в ловушку, бойцы Советской армии, жалея старика, не стреляли в группу офицеров, двигавшихся за ним. Вот в это время и закричал Матвей Кузьмич: "Товарищи! Стреляйте в меня, не жалейте! Но бейте немцев!" дальше ничего не сказал... (Источник: Великолукская правда. 16 мая 1965 года. Номер 95 (10 225))
-3

Несмотря на трагическую гибель Матвея Кузьмича в бою, память о его поступке осталась. Через несколько недель после этого события, корреспондент газеты "Правда" Борис Полевой посетил место сражения и узнал все подробности этой истории.

Вскоре после событий в деревне Малкино, Борис Полевой опубликовал статью "Подвиг Матвея Кузьмина" и рассказ "Последний день Матвея Кузьмина". Рассказ даже включили в программу начальной школы. На фронте выпускались газеты и листовки, рассказывающие о подвиге этого храброго человека.

Матвей Кузьмич пожертвовал самым дорогим, что было у него в его возрасте, - жизнью. Он отдал свои последние годы жизни ради защиты родной земли от врага. В 83 года каждое мгновение бесценно, но Матвей Кузьмич легко отказался от них ради свободы своей Родины.

Подписывайтесь на Занавес истории. У нас про события человечества