Сценарий фильма А.Тарковского "Сталкер" написан по мотивам фантастической повести "Пикник на Обочине" братьев Стругацких. Братья Стругацкие, по просьбе Тарковского переписывали сценарий больше десяти раз, пока не довели его до состояния, которое удовлетворило бы режиссера. Если по книге главный герой – контрабандист, жертвующий человеческой жизнью для того, чтобы исполнить собственное желание, то в фильме Тарковского – это юродивый/блаженный человек, ведущий аскетичный, странный, наполненный различными "ритуалами" образ жизни, не до конца понимаемый окружающими людьми.
Зона – место, где происходят основные события фильма. Главные персонажи, не имеющие имен, а только клички – Сталкер, Писатель и Профессор – идут в самый ее центр, туда, где находится некая Комната, исполняющая желания. Зона – это не статичная локация. Подобно героям фильма, она обладает собственным характером и принимает активное участие в действии. «Зона – это… очень сложная система… ловушек, что ли, и все они смертельны», – объясняет Сталкер. «Тут не место для прогулок. Зона требует к себе уважения. Иначе она карает». Именно поэтому Сталкер ведет своих подопечных осторожно, перепроверяя каждый свой шаг.
«Здесь каждую минуту все меняется,– говорит Сталкер, – стоит тут появиться людям, как все здесь приходит в движение. Бывшие ловушки исчезают, появляются новые. Безопасные места становятся непроходимыми, и путь делается то простым и легким, то запутывается до невозможности».
В киноленте же первое, что сразу обращает на себя внимание, – цветовая символика. Мир вне Зоны серый. И только когда герои попадают в Зону, цветовая гамма полностью переключается, становясь яркой и насыщенной. Для Сталкера мир Зоны как родной дом. «Ну вот… мы и дома», – говорит он. «Это самое тихое место на свете. Вы потом сами увидите. Тут так красиво! Тут ведь никого нет…». Зона единственное место, где ему комфортно и органично.
Нестабильность и постоянная изменчивость Зоны является следствием ее чуткой реакции или даже зависимости от состояния человеческой души: «В каждый момент она такова, какой мы ее сами сделали… своим состоянием… всё, что здесь происходит, зависит не от Зоны, а от нас!».
Какие же требования предъявляет Зона к тем, кто хочет через нее пройти? Важными условиями для преодоления Зоны и достижения главной цели, Комнаты, являются вера и детская чистота души: "Когда человек родится, он слаб и гибок. Когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко. А когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила – спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит" (фразы из монолога героя – это цитата древнекитайского философа Лао Цзы из его трактата Дао Дэ Цзин).
Но, пожалуй, не менее важным условием является истинная, выстраданная потребность в чуде. Поэтому Сталкер и говорит: "Пропускает она тех, у кого надежд больше никаких не осталось. Не плохих или хороших, а несчастных чтоли?".
Зона занимает огромное место в сердце Сталкера. Она то единственное, что у него есть. Влечение в Зону основано не на жажде наживы или других материальноориентированных мотивах. Это нечто более глубокое. "Сталкер – в каком-то смысле призвание" – говорит Профессор. Быть проводником, вести людей в Комнату - это именно служение. Его служение. Этим и обусловлен особый трепет Сталкера по отношению к этому месту. Поэтому его так ранит легкомыслие его спутников.
В роли проводника к чуду Комнаты Сталкер находит глубокое внутреннее удовлетворение и настоящее счастье, более того - экзистенциальное оправдание своего существования (о чем он скажет походу фильма в своем монологе).
Самому же Сталкеру от комнаты ничего не нужно. "А сами вы никогда не хотели этой комнаткой, э… попользоваться? А? – спрашивает его Писатель. – А мне и так хорошо". Примечательно, учитывая в какой бедности живет Сталкер вместе с больным ребенком.
Может, попроси он что-либо у Комнаты лично для себя – и эта хрупкая взаимосвязь между ним и Зоной навсегда прекратиться. Поэтому он и говорит, что "Сталкеру нельзя входить в Комнату! Сталкеру вообще нельзя входить в Зону с корыстной целью".
Особенно трогает то благоговение, которое характеризует Сталкера по отношению к внутреннему миру других людей. Он никогда не спрашивает, исполнились ли их желания или нет. Ему в голову не приходит даже мысль потревожить внутренний мир другого человека и усомниться в чудесной силе Комнаты, перепроверяя, исполнила ли она то, что у нее просили. "Люди не любят говорить о сокровенном, – отвечает он Писателю. – И потом, это ни вас не касается, ни меня".
Лейтмотивом фильма является проблема веры. И об отсутствии веры, как общечеловеческой трагедии в лице Профессора и Писателя Сталкер сокрушается в конце киноленты, разговаривая с женой.
Однако идея служения находит своё выражение не только в образе Сталкера, но и в образе его супруги. Не случайно именно ее монолог завершает фильм, отвечая на один из главных вопросов – «Как возможно счастье?». Она говорит о том, что никогда не жалела о горькой судьбе, которую пришлось разделить с мужем: "А если б не было в нашей жизни горя, то хуже было бы, потому что и счастья тогда бы тоже не было, и не было бы надежды". И на контрасте, после такого сквозящего трагизмом монолога супруги Сталкера, звучит ода «К радости» (фрагмент Девятой симфонии Бетховена).
Фильм обязателен к просмотру, особенно если велика потребность поразмышлять о смысле истинных ценностей и веры в жизни каждого из нас. Благодарю за прочтение!