Найти тему
Две Войны

Роковую ошибку СССР осознал только во время войны: но успел исправить! Сколько автомобилей было у РККА и Вермахта?

Оглавление

Обычно при сравнении военной мощи СССР и Германии исследователи увлекаются подсчетом танков, самолетов, орудий и прочего вооружения. Но есть еще одна важная составляющая, без которой все это просто не может функционировать, это автомобили. Вторую Мировую назвали "войной маторов" не только из-за авиации и бронетехники.

Если посмотреть публикации о решающем превосходстве Германии в этой составляющей, обычно сталкиваются два противоположных мнения: одни утверждают о поголовной моторизации, другие считают это мифом и утверждают, что основным тяглом вермахта был все же гужевый транспорт. А истина, как всегда, где-то между. Да, ездили, конечно, и на телегах, но насыщенность частей автомобилями все же была велика. Впрочем, давайте посмотрим на цифры.

Что было у гитлеровцев?

Автопарк Германии начал прирастать быстрыми темпами после прихода нацистов к власти. Если в начале 30-х он составлял немногим более миллиона транспортных средств, то к началу Второй мировой войны уже приблизился к 4-м миллионам единиц. Одновременно совершенствовалась и дорожная инфраструктура.

Не забыли и про вермахт. Программа моторизации армейских частей вермахта была принята еще в середине 30-х годов. Она подразумевала создание армейских грузовиков трех типов: легкие (1,5 тн), средние (3 тн) и тяжелые (5-10 тн). Выпуском грузовиков занималось более десятка фирм. В 1937-м году в вермахте было 321 тысяча грузовиков. Весной 1940-го на 4,2 миллиона личного состава вермахта приходилось уже 420 тысяч автомобилей. А к началу войны с Советским Союзом почти полмиллиона. И, скажем, весьма неплохих машин, в том числе и внедорожных. Кроме того, полноприводные (8х8) бронеавтомобили и полугусеничные бронетранспортеры.

Именно это и позволило сделать танковые группы стратегическим средством борьбы. Наличие моторизированных частей пехоты, артиллерии, инженерных частей и частей связи делали танковые соединения автономными и самодостаточными, позволяя быстро продвигаться. Без грузовиков это было бы невозможно.

А что было в Красной Армии?

В РККА на начало войны числилось 272 тысячи машин, из которых основная масса ГАЗ-АА и ЗИС-5, соответствующие классу коммерческих грузовиков. Машин повышенной проходимости ГАЗ-ААА было мало. Полноприводных не было вообще, промышленность не смогла их осилить. Даже бронеавтомобили имели колесную формулу 6х4, что снижало их боевые возможности.

Кроме того, автопром Советского Союза начал развитие гораздо позже автопрома Германии. Поскольку народное хозяйство тоже испытывало жесточайшую нужду в грузовиках, была сделана ставка на мобилизационный резерв. Согласно нему, военные части комплектовались грузовиками, в лучшем случае до половины штатного состава, после объявления мобилизации, в них должно была влиться вторая половина штатного состава из народного хозяйства. На практике это не сработало, мобилизация затянулась, а те, что успели получить, имели серьезный износ.

В результате, к основным причинам неудачи действий наших танковых корпусов следует отнести и то, что при проведении маршей они оставались без боеприпасов и горючего, без поддержки артиллерии и пехоты, которая за отсутствием техники перемещалась за танками пешим порядком. Это хорошо просматривается, если посмотреть описание боевых действий на начальном этапе войны.

Выводы были сделаны довольно быстро. Ситуацию исправила поставка техники по ленд-лизу, было получено более 400 тысяч машин (больше, чем Германия сумела произвести за всю войну), из которых почти 270 тысяч составляли армейские полноприводные автомобили и амфибии. Но и уже в 1942 году было закуплено оборудование для производства шарниров равных угловых скоростей и зуборезные станки, без которых производство полноприводных автомобилей было невозможно.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Опель Блиц и ГАЗ-АА в 1941 году. Фото в открытом доступе.
Опель Блиц и ГАЗ-АА в 1941 году. Фото в открытом доступе.

После войны этому уделили особое внимание. В 1948 году пошел в серию полноприводный (6х6) армейский грузовик ЗИС-151, чье шасси послужило базой для БМ-13-16, БМ-14-16, БМД-20, БМ-24, БТР-152 (ЗИС-152), КММ, транспортно-заряжающих машин, топливозаправщиков, подвижных средств связи и иного вооружения и военной техники. Выпущено их было в разных модификациях

150 тысяч штук. Не забыли и о бронетранспортерах для мотопехоты, культовый БТР-152 в середине 50-х сменил БТР-60П, который уже мог следовать за танками на поле боя и плавать, а немного позже появилась и первая в мире серийная плавающая боевая машина пехоты БМП-1.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, какая армия была более моторизированной: вермахт или РККА?