Найти тему

"Дама за туалетом" Джулио Романо. Куртизанка или Венера Мантуанская?

Восхитительная «Дама за туалетом» авторства ученика Рафаэля Джулио Романо - безусловно, один из главных шедевров ГМИИ им. А.С.Пушкина. Считается, что картина была написана между 1520 и 1524 годами – сразу после смерти божественного Рафаэля. Это удивительное произведение таит в себе множество тайн и загадок. Вот уже 180 лет, с момента приобретения картины Эрмитажем, о них ломают копья целые поколения исследователей.

Дама за туалетом". Джулио Романо. Холст (переведен с дерева), масло по темперной подготовке. 112х92.
Дама за туалетом". Джулио Романо. Холст (переведен с дерева), масло по темперной подготовке. 112х92.

Голова отдельно

Когда внимательно вглядываешься в картину, на груди и плечах главной героини видишь широкую светлую полосу овальной формы. Сначала я предположила, что это могут быть следы от ранее нарисованного платья с открытыми плечами, которое "надели" на обнаженную даму в более позднее время. Моя догадка оказалась в чем-то верна, но не совсем ☺️. Даму, действительно, одевали, но не в платье – нижняя часть ее тела была задрапирована тканью голубого и красного цвета. Эта поздняя запись была удалена во время реставрации в 1930-х годах. Так откуда же еле заметная полоса на груди и плечах?

Фрагмент картины "Дама за туалетом". Фото автора.
Фрагмент картины "Дама за туалетом". Фото автора.

Ответ на этот вопрос я нашла в каталоге ГМИИ им. А. С. Пушкина «Собрание живописи. Италия. VIII-XVI века». «В прошлом доска была распилена на несколько прямоугольных частей; фрагмент с изображением головы имел форму овала. Исследования картины, проведенные в ГМИИ в начале 1930-х годов, позволили обнаружить следы позолоты по контуру овала: возможно, данный фрагмент был вставлен в раму и какое-то время существовал самостоятельно».

Только представьте себе, кто-то буквально «выпилил» лицо Дамы из доски и вставил в отдельную раму. По каким причинам это было сделано? Скорее всего, ответ мы не узнаем никогда…

Однако в результате этого варварского разделения пострадал красочный слой по линиям распила доски. По информации из каталога, «наиболее обширные участки реставрационной ретуши на фигуре особенно заметны на плечах и на груди». Вот и ответ на мой вопрос.

Известно, что вскоре после приобретения картины, в феврале 1840, Император Николай I лично приказал перевести изображение на холст, потому что картине «от ветхости угрожает неминуемое повреждение». По всей видимости, перевод живописного слоя на новую основу также негативно повлиял на сохранность красочного слоя, однако помог предотвратить полную утрату произведения. Сейчас красавица выглядит юной и свежей, словно буквально вчера, а не 500 лет назад, вышла из-под пера живописца. В этом несомненная заслуга наших виртуозных реставраторов.

Картина Рафаэля?

Картина была приобретена в 1840 году для Эрмитажа как полотно Рафаэля с изображением Беатриче д’Эсте, герцогини Феррарской, жены миланского герцога Лодовико Сфорца.

Спустя достаточно короткое время, было установлено авторство ученика Рафаэля Джулио Романо. В монографии о Рафаэле итальянский историк искусства Кавальказелле (Cavalcaselle 1891) дал подробное описание картины из Эрмитажа, назвав ее одной из лучших работ Джулио Романо.

Какое-то время картина считалось портретом Беатриче д'Эсте, затем - Лукреции Борджиа. В каталоге Эрмитажа от 1869 года опубликована как портрет Форнарины (Маргериты Лути), возлюбленной Рафаэля (со ссылкой на Ваагена, директора Берлинской картинной галереи).

Имя «Форнарина» было «закреплено» за картиной более ста лет. До сих пор в Википедии в статье, посвященной "Форнарине", приводится изображение "Дамы за туалетом" из Пушкинского музея.

Основой этого предположения послужило сходство «Дамы за туалетом» Джулио Романо с портретом Форнарины кисти Рафаэля из Палаццо Барберини.

Рафаэль Санти. «Портрет молодой женщины, или Форнарина». 1518—1519. Дерево, масло. Палаццо Барберини, Рим
Рафаэль Санти. «Портрет молодой женщины, или Форнарина». 1518—1519. Дерево, масло. Палаццо Барберини, Рим

Известный портрет Рафаэля, на котором великий мастер запечатлел свою возлюбленную, дочь пекаря Маргериту Лути по прозвищу Форнарина ("Булочница"), безусловно, послужил образцом для «Дамы за туалетом» кисти его ученика. Портрет Форнарины оставался в мастерской Рафаэля и после смерти великого художника, пока его не продал сам Джулио Романо, распоряжавшийся имуществом своего учителя. Возможно, во время работы Джулио Романо над своим произведением, картина Рафаэля была у него перед глазами, или он воспроизводил ее по памяти.

Сравнение картин "Дама за туалетом" Джулио Романо и "Форнарина" Рафаэля
Сравнение картин "Дама за туалетом" Джулио Романо и "Форнарина" Рафаэля

Давайте разберемся, в чем же сходство этих двух картин?

• трёхчетвертной разворот тела

• одинаковый поворот головы и взгляд, направленный в сторону

• наготу прикрывает легкая прозрачная ткань, которую героиня придерживает рукой на груди

• полосатый платок-шапирон на голове

• браслет на руке выше локтя

При всем единстве иконографической схемы, невооруженным взглядом видно, что модели на картинах разные. Кроме того, современным исследователям обращение к образу Форнарины в 1520-х, уже после смерти Рафаэля, представляется маловероятным.

Куртизанка или Венера Мантуанская?

Джулио Романо развивает иконографию Рафаэля и помещает героиню в роскошный интерьер итальянского палаццо. Мы видим на заднем плане служанку и обезьянку. Известно, что мартышки были традиционными символами итальянским куртизанок. Возможно, обезьянка, идущая по балюстраде, намекает на род занятий нашей прекрасной дамы?

Однако есть и другая версия, недавно выдвинутая искусствоведом Ольгой Назаровой. Она полагает, что «Дама за туалетом» из Пушкинского музея - это портрет Маргариты Палеолог, сделанный по случаю бракосочетания Маргариты и герцога Федерико II Гонзага. Оформлением роскошных свадебных торжеств занимался Джулио Романо, ставший в 1524 году придворным художником Мантуанского герцогства . Ему же и были заказаны два портрета невесты. Официальный, парадный портрет Маргариты Палеолог кисти Джулио Романо сейчас находится в Виндзорском замке в Англии. А портрет из Пушкинского музея - это произведение, созданное для личных покоев, где невеста представлена обнаженной в образе Венеры, покровительницы любви и брака.

В таком случае, меняется и датировка картины "Дама за туалетом" - 1531 год.

Джулио Романо. Парадный портрет Маргариты Монферратской (Палеолог). 1531 г. Виндзорский замок
Джулио Романо. Парадный портрет Маргариты Монферратской (Палеолог). 1531 г. Виндзорский замок

Что скажете вы, дорогие читатели? Похожи? По-моему мнению, Ольга Назарова попала точно в цель: у "Дамы за туалетом" из Пушкинского музея и Маргариты Палеолог с парадного портрета - одно лицо.

Сравнение фрагментов картин "Дама за туалетом" из ГМИИ им. А.С.Пушкина и портрета Маргариты Монферратской из Виндзора.
Сравнение фрагментов картин "Дама за туалетом" из ГМИИ им. А.С.Пушкина и портрета Маргариты Монферратской из Виндзора.

Кроме того, Ольга Назарова предлагает дать "Даме" новое имя - "Венера Мантуанская" по аналогии с "Венерой Урбинской" кисти Тициана. По данным последних исследований, "Венера Урбинская" также относится к жанру свадебного портрета, написанного для личных покоев молодоженов.

Тициан. Тициан Венера Урбинская. 1538. Холст, масло. 119 × 165 см Уффици, Флоренция
Тициан. Тициан Венера Урбинская. 1538. Холст, масло. 119 × 165 см Уффици, Флоренция

Однако официально менять атрибуцию пока не спешат - наша "Дама" все еще остается безымянной.

Школа Фонтенбло

Главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Виктория Эммануиловна Маркова отметила сходство картины "Дама за туалетом" из Пушкинского музея с целым рядом произведений французской школы Фонтебло. Эта школа была главным центром искусства Франции середины и второй половины XVI века. Король Франциск I пригласил из Италии большую группу итальянских художников во главе с Франческо Приматиччо. Они работали над украшением дворца Фонтенбло, открыв при дворе короля школу для французских мастеров. Смешение итальянского маньеризма с местными позднеготическими традициями породило причудливое искусство, полное изысканности, аристократичности и придворной куртуазности.

В серии картин школы Фонтенбло, авторов которых мы чаще всего не знаем, использован один и тот же иконографический тип, по-видимому, первоначально возникший в творчестве Рафаэля и Джулио Романо - обнаженной дамы за туалетом в роскошном интерьере.

Влияние Джулио Романо на развитие и становление школы Фонтенбло сложно отрицать. Глава школы Фонтентбло Франческо Приматиччо был непосредственным учеником Джулио Романо. А картина "Дама за туалетом" стала образцом для целой серии картин художников французского ренессанса.

Еще больше интересного об искусстве в моем телеграм-канале "Маргарита о Мастерах". Подписывайтесь!