Если вы думали, что панк – это про вечно пьяных моральных уродов, Fugazi изменят ваше мнение.
Fugazi – это группа-феномен, во многом определившая лицо независимой музыки 80-90-х годов. Возникнув на руинах хардкор-сцены Вашингтона, они преобразили представление о панк-движении, не просто критически переосмысливая свою музыкальную форму, но и привнеся в нее радикальную антипотребительскую идеологию. Деятельность Fugazi стала эталоном идеалов независимой сцены, а их философия оставила глубокий след в музыкальном и культурном ландшафте.
История создания и участники
Группа была сформирована в 1986 году гитаристами и вокалистами Иэном Маккеем и Гаем Пиччиотто, басистом Джо Лэлли и ударником Брэндоном Канти. Изначально Fugazi начинали как трио, но вскоре Пиччиотто присоединился к группе после первых живых выступлений. До создания Fugazi участники уже имели обширный опыт работы в панк-сцене D.C. Маккей, основатель лейбла Dischord Records, был известен по своему участию в таких группах, как Teen Idles и Minor Threat, которые заложили основы хардкор-движения. Впоследствии он и другие участники Fugazi вошли в состав групп Embrace и Rites of Spring, определивших звучание и этику эмо-сцены, которая позже стала популярной на национальном уровне.
Название Fugazi происходит от вьетнамского военного сленга, где слово использовалось для описания ситуации или объекта, вышедшего из-под контроля, беспорядка или хаоса. Термин расшифровывается как "Fucked Up, Got Ambushed, Zipped In" — описывая бесполезные, опасные или провальные обстоятельства.
Иэн Маккей выбрал это слово, чтобы подчеркнуть нестабильность и хаос современной жизни, а также как метафору для критики социальной и культурной среды, что отражается и в музыке, и в идеологии группы.
Социальный Манифест Fugazi
С первых дней существования Fugazi их философия отражала стремление оставаться вне мейнстрима. Они сопротивлялись стандартам музыкальной индустрии, отказываясь сотрудничать с крупными лейблами и агентствами, которые стремились коммерциализировать их творчество. Fugazi продавали билеты на свои концерты всего за 5 долларов, чтобы сделать свои выступления доступными для всех. Они также устанавливали ценовой предел в 10 долларов на свои CD, тем самым бросая вызов завышенным ценам на музыкальные релизы того времени.
Идеологическое наследие Fugazi можно сформулировать как манифест против потребительства и коммерциализации искусства:
Нам не нужно ваше массовое одобрение или мейнстримное признание. Мы существуем вопреки этому. Мы выступаем против сегрегации в музыке, где цена на билеты или доступ к дискам разделяет людей на классы. Музыка должна объединять, а не разделять. Мы хотим дать каждому возможность услышать наше послание и создать сообщество, где творчество важнее прибыли.
Музыка и сопротивление объективации
Первый EP группы, Fugazi, выпущенный в 1988 году, стал значимым шагом вперёд в развитии пост-хардкорной сцены. Песня «Suggestion», входившая в этот релиз, выделялась среди других композиций того времени. В отличие от типичных агрессивных песен, часто пропитанных токсичной маскулинностью, «Suggestion» была обращена к женской аудитории и выступала против объективации женщин в обществе и музыке. Эту песню Маккей исполнял от лица женщины, создавая уникальный прецедент в истории рок-музыки.
В последующие годы Fugazi выпускали альбом за альбомом, каждый раз переосмысливая своё звучание и подход. Их первый полноценный альбом, Repeater (1990), стал своеобразным манифестом их музыкальной философии. В 1991 году группа выпустила Steady Diet of Nothing — материал, который критики назвали их наиболее сложной и экспериментальной работой. Вершиной их агрессивного периода стал альбом In on the Killtaker (1993), который закрепил успех группы, несмотря на отказ от контрактов с крупными лейблами.
Даже когда в конце 90-х их музыкальная активность стала менее интенсивной, Fugazi продолжали экспериментировать с формой. Red Medicine (1995), End Hits (1998) и The Argument (2001) — все эти альбомы демонстрировали рост и трансформацию группы, раздвигая рамки хардкора и пост-хардкора в более экспериментальные направления.
Влияние за пределами музыки
Влияние Fugazi выходит далеко за рамки музыки. Instrument (1999), документальный фильм, снятый Джемом Коэном, включал в себя не только живые выступления, но и интервью, фрагменты студийной работы и повседневную жизнь участников. Это был еще один способ показать, как Fugazi внедряли свою философию в каждый аспект своей деятельности.
Маккей и Пиччиотто также продолжали помогать другим группам, занимаясь продюсированием и развитием сцены. Маккей сохранил активность в рамках лейбла Dischord, который стал домом для многих независимых коллективов. Лэлли основал свой лейбл Tolotta, а Пиччиотто стал заниматься кинопроизводством.
Что с Fugazi сейчас?
Несмотря на то, что Fugazi официально не распустились, они находились в состоянии «спячки» с начала 2000-х. В 2011 году Dischord запустил серию Fugazi Live Series, в рамках которой были собраны записи более чем 1000 живых шоу группы.
- Прозрачность и доступность: Fugazi сделали все записи концертов доступными в онлайн-архиве для бесплатного или символического скачивания.
- DIY-этика: Оцифровка и выпуск концертных записей проводились без участия крупных лейблов, поддерживая независимость и самодостаточность, что Fugazi практиковали на протяжении всей карьеры.
Эта инициатива вновь подтвердила приверженность Fugazi к их идеалам.
Их влияние ощущается и сегодня, когда новые поколения музыкантов и слушателей обращаются к наследию Fugazi как к эталону честности, принципиальности и настоящей независимости в мире музыки.
Много вы знаете честных исполнителей? Расскажите о них в комментариях.