Марсель - один из старейших городов Франции, его история уходит в глубокую древность. Город был основан финикийцами примерно в 600 году до нашей эры и они назвали его Массалия. Согласно местной легенде, история города началась с любви дочери царя лигурийцев Гиптиды и грека Протиса. Греческие поселенцы высадились на берег Прованса как раз в тот момент, когда царь задумал выдать замуж свою дочь. Во время устроенного пира, Гиптида выбрала одного из приезжих греков. В качестве свадебного подарка пара получила часть побережья, где они и основали будущий Марсель. Благодаря своему расположению на берегу Средиземного моря, Марсель стал крупным торговым центром и основал многочисленные фактории - Ниццу, Авиньон, Арль. Независимая республика была союзницей Рима. В 49 году до нашей эры город был завоеван Цезарем и переживал период упадка. Значительную роль в возрождении влияния Марселя сыграли Крестовые походы, город стал важнейшим транзитным портом для снабжения армии. В 1481 году вместе с Провансом, Марсель вошёл в состав французского Королевства. Сильный удар по Марселю нанесла эпидемия бубонной чумы 1722 года. По различным оценкам на тот момент в 90-тысячном городе погибли около двух третей жителей. В годы Великой Французской революции город поддержал республиканцев и гимн Франции стал называться Марсельезой. Новый период роста пришёл в XIX веке. Возобновилась колониальная торговля на Востоке и с Африкой, а особенное влияние на экономику оказало открытие Суэцкого канала. Во время II Мировой войны Марсель находился на территории управляемой правительством Виши а в городе находились немецкие войска. В августе 1944 года, в ходе операции Драгун по высадке в южной Франции, город перешел под контроль англо-американских войск. Сегодня Марсель - второй по величине город Франции, крупный порт и популярное туристическое направление.
Здание главного вокзала Марселя построено в середине XIX века по проекту инженера Гюстава Депласа на месте старого кладбища. В честь этого кладбища вокзал и получил свое название - Сен Шарль. Здание сочетает в себе элементы классицизма и индустриального стиля. Большие арочные проемы, симметричная композиция фасада отсылает к классической архитектуре.
В то же время металлические конструкции, просторные залы, ориентированные на функциональность несут на себе отпечаток эпохи индустриализации. На протяжении своей истории вокзал неоднократно перестраивался и расширялся. От исторического здания осталось не так много.
Изначально вокзал не имел выхода на Аттенский бульвар. И только в 1925 году открытая парадная лестница позволила это сообщение. В 1927 году лестница была украшена скульптурными композициями, символизирующими регион Прованс и колонии Франции.
Триумфальная арка Порт д"Экс. Ее проектирование началось в конце XVIII века в честь заключения Парижского мира и победы Франции и США в войне с Великобританией. Однако строительство затянулось и арку решили посвятить победе Франко-Испанской армии в битве при Трокадеро. Однако ко времени окончания строительства в 1839 году политическая конъюнктура изменилась и арку посвятили всем победам сразу.
На главных фасадах размещены барельефы с изображением битв, где Франция одерживала победу: при Флёрусе, Гелиополисе, Маренго и Аустерлице. Архитектор Мишель-Робер-Пешо взял за основу древнеримскую арку Тита в Риме.
Из стоявших на карнизах 8-ми аллегорических статуй символизирующих набожность, благоразумие, стойкость, смирение, бдительность, милосердие, энергию и воздержание сохранились только четыре с северной стороны.
Старая богадельня "Вьей-Шарите" построена в середине XVII века по приказу Людовика Тринадцатого, известного из "Трёх мушкетеров". Архитектор Пьер Пюже.
В центре прямоугольного двора установлена часовня в стиле барокко более поздней постройки.
Богадельня использовалась как место принудительного заключения детей беспризорников а также как тюрьма для нищих и попрошаек. Здесь их мыли, кормили, одевали и заставляли трудиться. С XIX века людей во Вьей-Шарите перестали держать насильно и богадельня стала домом престарелых. В ХХ веке в здании размещались казармы иностранного легиона.
Башня Троицы. Сохранившаяся колокольня монастыря тринитариев начала XIII века. Тринитарии - католический орден, ответственный за выкуп христиан, захваченных мусульманами.
Квартал Панье. В переводе с французского Панье обозначает "корзина". Это название район получил благодаря старинному постоялому двору, на вывеске которого была корзина. Квартал по соседству с портом Марселя начал застраиваться еще в XVI веке и с самого начала это было самое криминальное и злачное место города.
В 1943 году немецкая администрация при поддержке французской полиции провела в квартале Панье операцию по ликвидации движения сопротивления. После обысков и арестов почти все дома в квартале были взорваны. Современные здания воссозданы в 60-е годы по старинным чертежам и рисункам.
Кафедральный собор Сент-Мари Мажор или собор Девы Марии построен во второй половине XIX века. Первый камень в его фундамент был заложен лично Наполеоном Третьим.
Собор построен в стиле эклектики по проекту архитектора Леона Водуайе и был освящен в 1897 году. В нем соединились псевдо-византийский стиль и стиль Итальянского Возрождения.
Сегодня храм продолжает оставаться одним из самых больших соборов Франции и рассчитан на 3000 прихожан.
Внутри стены собора выполнены из бежевого и красноватого мрамора. Центр храма украшает большой алтарь с куполом и колоннами. Стены украшают венецианские мозаики.
У входа в собор стоит статуя Анри де Бельзюнса - марсельского епископа. Во время эпидемии чумы 1720 года, когда большинство городской знати бежало из города, епископ остался со своими прихожанами, заслужив прозвище "хороший епископ".
Снаружи стены выполнены из белого каррарского мрамора и зеленого флорентийского камня. Из-за полосатого внешнего вида остроумные марсельцы прозвали собор "пижамой".
Строительство собора заняло 30 лет. В дальнейшем над проектом работали также архитекторы Анри-Антуан Ревуал и Анри-Жак Эсперандьё.
Форт Святого Иоанна или Сен-Жан построен в XVII веке по указу Короля-Солнце на месте старинной крепости рыцарей-госпитальеров. Во время Великой Французской революции в форте Сен-Жан содержались сначала члены свергнутой династии - герцог Орлеанский Луи Филипп Второй с двумя своими сыновьями, а потом их сменили сами революционеры-якобинцы. Многие из них были тут же расстреляны.
Башня, названная именем Рене -первого короля Прованса. Единственная сохранившаяся со времен старинной крепости.
Церковь Нотр-Дам-дез-Аккуль. Что в переводе с французского значит церковь с арками. Построена на месте древнеримского языческого храма богини мудрости Миневры в XI веке. В 1794 году храм был разрушен, но потом восстановлен. Готическая колокольня из розового камня стоит на восьмиугольном основании древней башни, с которой звонили в набат и созывали на собрания городского совета. В 1610 году две монашки-урсулинки обвинили настоятеля этой церкви в колдовстве. После того как его признали виновным, несчастного предстоятеля сожгли на костре. Гигантское распятие на стене церкви сооружено в 1820 году во имя искупления всех преступлений, совершенных во время революции.
Особняк на улице Призон получил название "алмазного" благодаря оригинальному оформлению его фасада. Здание построено в середине XVI века для богатого торговца Пьера Кардиоля. Затем в здании проживал первый мэр Марселя. Перед революцией в доме жил легендарный капитан и герой войны за освобождение Америки маркиз де Кастелян-Мажастр. После революции здание национализировали и поселили в нем рабочих с семьями.
Отель Давиэль - здание, построенное в 1747 году братьями Жерар. Оно носит имя хирурга и офтальмолога Жака Давиэля, посетившего Марсель во время эпидемии чумы. До 1862 года здесь находился суд, а в дальнейшем медицинская школа. Фасад разделенный ионическими колоннами выходит на одноименную площадь Давиэля. Скульптура на фронтоне изображает богиню правосудия в окружении детей с гербом Марселя и скрижалями закона.
Здание бывшей городской больницы. построено в 1866 году и открыто Наполеоном III. Архитектор Феликс Бланше. Сейчас в здании находится отель.
Здание городской ратуши. Построено в 1673 году по проекту архитектора Жана-Батиста Меолана. авторитет муниципалитета подкреплялся парадным фасадом, обращённым к морю. Особенность здания - в нем нет лестницы, ведущей с первого этажа на второй. Подняться можно только из соседнего здания, соединённого с мэрией крытой галереей. Это объясняется обычаями тех времен, по которым торговцы должны были быть отделены от чиновников.
Порт Марселя.
В старом порту и сейчас идет торговля свежевыловленной рыбой.
Нельзя побывать в Марселе и не попробовать буйабес - традиционный рыбный суп из разных сортов рыбы и морепродуктов. первоначально это блюдо было распространено среди рыбаков Марселя и готовилось из остатков не проданной рыбы.
Церковь Августинцев Сен-Ферреоль-ле-Огюстенс. Несмотря на то, что построена в XVI веке, от ее прежнего образа мало что сохранилось. Современный фасад создан в конце XIX века в стиле классицизма. Долгое время церковь была приходским храмом для портовых рабочих, а сам орден августинцев считался одним из нищенствующих, так как проповедовал среди простого люда.
Интерьер церкви.
Бюст святого Форреоля XVIII века. Святой мученик, будучи трибуном римского легиона укрывал от властей одного из своих офицеров, который был христианином. По доносу они были схвачены и обезглавлены.
Примеры современной деградации искусства.
Здание Марсельской биржи. 1860 год. Фасад, украшенный десятью коринфскими колоннами выдержан в классическом стиле. На верхнем карнизе расположены медальоны с именами великих путешественников прошлого: Колумба, Васко да Гаммы, Магеллана и других.
Церковь святого Пия Х построена при Людовике XIV в 1673 году. Церковь закрывалась во время революций, с 1839 года принадлежала ордену иезуитов. Фасад церкви создан в 1860 году.
Фонтан Фоссати построен в стиле барокко в 1778 году и первоначально находился в другом месте. Четыре льва поддерживают обелиск, привезенный из Египта Наполеоном I.
Здание марсельской оперы. Построено в 1919 году в стиле ар-деко архитекторами Эбард, Кастель и Раймон.
Вид на марину.
Аббатство Сен-Виктор на месте захоронения святого мученика Виктора Марсельского. Основано еще в V веке святым Иоанном Кассианом. Нынешний вид аббатство приобрело в XIV веке, когда его настоятелем был Гийом Гримоар, будущий Папа римский, Урбан Пятый. Но постепенно аббатство стало клонится к закату. В XVI веке бедствием стало назначение вместо аббатов так называемых коммендаторов, или директоров, людей далёких от церкви. Их задача была следить за взиманием дохода с монастырского хозяйства.
Внутренний вид храма.
Статуя "Черной мадонны", считающаяся чудотворной.
Икона святого мученика Виктора Марсельского, римского военачальника, которого казнили положив между двух мельничных жерновов после того как он публично пнул ногой статую Юпитера.
После французской революции аббатство превратили в казарму. Службы возобновились только в 1804 году.
Дворец Фаро построен в середине XIX века по приказу Наполеона Третьего для супруги императора, Евгении Монтихо. Построенный на самом берегу моря с видом на замок Иф, дворец имел пятьсот комнат, оформленных в стиле ампир.
Однако императрица здесь так и не появилась. К тому времени, когда дворец уже был готов принять венценосную хозяйку, во Франции провозгласили Третью республику и здание перешло в собственность государства. В его стенах разместился медицинский институт.
Дворец Лоншан. Построен в 1869 году. На самом деле это не дворец, а водонапорная башня для подачи воды из реки Дюранс в Марсель. Строительство комплекса продолжалось 30 лет. Архитектор Анри-Жак-Эсперандье. С двух сторон к башне примыкают, объединенные колоннадой, два одинаковых здания - музей естественной истории и музей изящных искусств.
В центре композиции находится фонтан Замок воды. На вершине фонтана находятся скульптуры четырех больших быков и трех женщин. Центральная женская фигура олицетворяет реку Дюранс, а боковые виноград и пшеницу. Позади скульптуры находится каменный грот, украшенный сталактитами и нимфами.
Сохранившиеся бастионы форта святого Николая. Форт был построен у входа в порт Марселя в середине XVII века и представлял собой передовое сооружение бастионного типа. Вместе с фортом Сен-Жан укрепление надежно блокировало вход в порт. В XIX и XX веках форт использовался в качестве тюрьмы. После строительства дворца Фаро, через форт проложили дорогу а сам форт оказался разделен на две части.
Замок Иф - фортификационное сооружение и тюрьма на острове Иф в Средиземном море в 4 километрах от Марселя. Именно здесь содержался в заключении Эдмон Дантес, он же "граф Монте-Кристо", вымышленный герой одноимённого романа А. Дюма. Сооружение было построено по приказу короля Франциска в 1524-1531 годах и сначала использовалось как форт для обороны Марселя от атак с моря.
С конца XVI века замок стал использоваться для изоляции и охраны особо опасных преступников. Именно с тех пор форт получил название Иф. в разное время в темницах содержались гугеноты, политики, руководители парижской коммуны а так же персоны, представлявшие опасность для Франции.
с 1830-х годов замок официально перестал быть тюрьмой, но в 1871 году здесь содержались руководители Парижской коммуны, а ее руководитель Гастон Кремье был расстрелян на острове.
Церковь Сен-Венсан-де Поль. Построена в 1886 году в стиле неоготики архитектором Франсуа Рейбо и аббатом Жозефом Пунье на месте снесённого монастыря реформаторов-августинцев. Строительство продолжалось более 30 лет из-за нехватки денежных средств. Перед входом в храм стоит статуя Жанны д"Арк, созданная Ботинелли в 1943 году.
Шпили церкви достигают 70 метров высоту.
Одной из достопримечательностей церкви являются витражи общей площадью 1270 квадратных метров, созданные Эдуардом Диброном.
Церковь Шартре, также известная как Сент-Мария-Магдалина построена по проекту Д. Бергера в 1680 году. Фасад состоит из колон ионического и коринфского ордера. Над колоннами должны были стоять 8 статуй, которые из-за недостатка финансирования так и не были установлены. Раньше церковь относилась к картезианскому монастырю. После революции 1789 года монашество было запрещено, картезианский орден распущен, а имущество конфисковано. В этот же период были проданы и прилегающие к церкви постройки и сады. В 1803 году церковь стала приходской.
Интерьер Церкви в стиле классицизма. За алтарем хорошо видна центральная картина Мишеля Мерра "Торжество святой Марии Магдалины". Это единственная сохранившаяся картина из 35, принадлежавших ранее картезианскому монастырю.
Фонтан Данаид установлен в 1893 году. Мифологическая композиция показывает судьбу пятидесяти дочерей царя Даная, осужденных наполнить бездонную бочку, чтобы искупить убийство своих мужей в брачную ночь.
Памятник героям франко-прусской войны 1870-1871 годов. Скульптор Гауденси Аллар. Четыре группы солдат всех родов войск высотой 2.4 метра идут в атаку у подножия монумента, на сторонах которого написаны основные сражения войны.
Марсель послевоенный. Здание в функциональном стиле украшено горельефом Амфитриты - жены морского бога Посейдона. В руках у нее корабль. 1952 год.
Жилой квартал Тур Лабурдет. 1962 год.
Жилые кварталы в районе порта.
На улицах Марселя.
Интересный образец сочетания модерна и необарокко. Здание бывшего Алжирского банка. Архитектор Анри Эбар.1919 год.
Здание префектуры Марселя. 1866 год. Архитектор Франсуа-Жозеф-Нолау.
Метрополитен Марселя состоит из двух линий и открыт в 1977 году.
Как и в большинстве городов Франции, поезда в Марсельском метро на шинном ходу. Из плюсов такого решения можно отметить меньший уровень шума по сравнению с другими поездами, более быстрый разгон и торможение а также возможность преодолевать более крутые уклоны.
Недостатков к сожалению значительно больше. Из-за большей силы трения выше расход электроэнергии, выше эксплуатационные расходы по причине износа шин и сложной конструкции, необходимость стальных направляющих для прохождения стрелок и тд.
Внутри вагонов по-французски очень яркие цвета.
Вид на замок Иф.
В 1944 году развернулись бои за высшую точку Марселя холм Де-ля-Гард. Немецкие позиции штурмовал батальон алжирских стрелков при поддержке нескольких танков кирасирского полка. Один из них танк "Жанна дАрк" подорвался на мине, но его экипаж продолжал вести огонь. В память об этих событиях на постаменте установлен американский танк Шерман.
Главный символ Марселя - собор Нотр-Дам де ля Гард, Богоматери Охранительницы. Начиная с XIII века здесь стоял маяки, часовня, а позднее и небольшая крепость, которая служила ориентиром для судов, приплывающих в Марсель. Сейчас таким ориентиром служит Нотр-Дам де ля Гард. На его колокольне, высотой 54 метра установлена статуя Девы Марии с младенцем высотой 11 метров, которую видно на расстоянии 40 километров.
Склеп базилики выполнен в романском стиле. Внешние стены базилики украшены чередующимися слоями белого и зеленого известняка.
Для жителей Марселя, базилика считается охранительницей города. Представленная статуей Дева Мария на вершине колокольни наблюдает за городом и защищает его жителей. Эта вера крайне укоренилась в местной культуре, и моряки часто приносят пожертвования перед отправлением в плавание.
Вид с Нотр-Дам де ля Гард на Средиземное море.