Выступая на одном семинаре, мне задали вопрос. Как так получилось, что Макаренко,человек, который ставил на ноги не самых примерных граждан, вдруг стал эталоном педагогики в нашей современной Россие? -Да все просто: - ответил я. Мир пошёл по наклонной, и всё перевернулось с ног на голову. Теперь у нас "новые сложные подростки" — это дети с айфонами и неустойчивыми нервами. А методы достижения поставленных целей, у них знаете какие? Да те же самые, что и 100 лет назад, только в другой упаковке. Но давайте разбераться по порядку.
Антон Семёнович Макаренко — это такой педагог, который, если бы жил в наше время, был бы скорее всего коучем по жёсткому воспитанию в стиле "соберись, тряпка". Только в отличие от современных тренеров личностного роста, Макаренко действительно воспитывал. Причём воспитывал натуральных зеков. Ну, почти зеков — беспризорников, малолетних преступников и всяких "трудных подростков". Но не в этом суть. Главное, что Антон Семёнович взял и доказал всему миру, что можно заставить ребёнка. Ой, простите, "малолетку" — работать, учиться и даже становиться человеком. А теперь угадайте, как он это делал? Правильно, не комплиментами, не "обнимашками" и уж точно не сердечками в соцсетях.
Методы Макаренко, на первый взгляд, могут показаться... ну, скажем так, слишком "прямолинейными". Он не сюсюкался с подопечными. Для Макаренко было важно, чтобы дисциплина была железной. Труд — обязательство. А авторитеты... ну, авторитеты там были другие. Не те, что воровские, а те, кто мог работать и быть полезным коллективу и обществу в целом. Вот и вся магия.
На деле это напоминало что-то вроде трудового лагеря: все чётко по распорядку, все заняты делом. Не работает? Вот тебе метла в руки. В мире Макаренко безделье — это чуть ли не преступление. Ведь каждый "плохой" мальчик или девочка, если его правильно направить, может стать полезным членом общества. Вот только "правильно направить" — это не тёплое слово и добрый взгляд. Это когда тебя жестко ставят и дают понять: если не будешь работать — останешься у разбитого корыта. Звучит грубо? Возможно. Но, знаете ли, это работает. Вопрос: почему? Почему методы, которые, казалось бы, должны были остаться в прошлом вместе с кирзовыми сапогами и лагерями, стали классикой педагогики?
Теперь давайте представим современного родителя. Он с обожанием смотрит на ребёнка, который с утра до ночи сидит в интернете, и думает: "Ну, он же ещё маленький, пусть отдыхает". Вот только малолетки Макаренко тоже "отдыхали", пока не попали под его железную руку. И тут возникает главный вопрос: кто из них вырос лучше?
Я не фанат жёсткого воспитания. Но есть один момент, который сложно игнорировать. Воспитанники Макаренко, если уж они ломали стереотипы, то полностью. Из вчерашних воришек и хулиганов выходили инженеры, врачи, сталевары и хлеборобы. В общем, нормальные Советские люди.
А вот современные подростки, у которых максимальное наказание — это заблокированный Wi-Fi за плохие оценки, всё ещё думают, что жизнь — это увлекательный сериал. А работа — это лайки в ТикТоке.
Ключевое слово в методике Макаренко — это "коллектив". Звучит как будто из другой эпохи, да? А ведь вся суть была именно в этом. Каждый из этих беспризорников понимал, что без коллектива он никто. Это вам не "пальчик вверх", это реальная жизнь, где реально,все за одного, и один — за всех. Представьте, что вы подросток, а вас поставили ответственным за целый отряд таких же, как вы. И если кто-то накосячит — виноваты вы.
Такая вот школа жизни, от которой хочется сбежать? Да, возможно. Но заодно она учила ответственности, дисциплине и... уважению. Причём не только к другим, но и к себе. Макаренко знал, как заставить человека понять: хочешь чего-то добиться — так добивайся, работай, будь полезным. Учись быть человеком.
А теперь взгляните на это в контексте современного мира. Сейчас всё по-другому. Заставь подростка встать на 15 минут раньше — это уже трагедия. Заставь его отложить телефон на час — и тут уже можно вызывать скорую. Да, и никто не говорит, что надо всех поголовно ставить в строй. Но вот научить детей думать не только о себе, но и о коллективе — это как раз тот момент, который мог бы пригодиться и современным родителям. И тут мы подходим к самому интересному. Методы Макаренко, которые воспитывали трудных подростков, на самом деле работают и сегодня. Только вот беда: теперь трудные — это те, у кого наоборот, слишком много свободы, а дисциплины — ну вы меня поняли.
В чём парадокс? Макаренко — это педагог не прошлого, а скорее будущего. В условиях, когда молодёжь всё больше уходит в виртуальный мир, идеи коллективного воспитания и ответственности становятся всё более актуальными. Только вот кому-то это ещё надо объяснить. Проблема в том, что современные родители часто не готовы к таким "жёстким" методам. Им хочется, чтобы ребёнок рос свободным, но при этом был дисциплинированным. А Макаренко бы просто усмехнулся. Свободным? Да, пожалуйста. Только вот свобода — это когда ты осознаёшь её цену и понимаешь, что без дисциплины ты ничего не достигнешь.
Так почему же сегодняшние педагоги все чащеи чаще вспоминают приемы Макаренко ? Да всё просто. Они работают! И это не пустые слова. Если хочешь воспитать человека, а не инфантильное существо, которое живёт подписками, лайками и комментариями, нужно показать ему, что мир не крутится вокруг него. Да, сейчас всё поменялось. Но, как показала практика, методы Макаренко — это не что-то старое и замшелое. Это не про то, как сломать личность, а про то, как её выковать. Как взять человека и показать ему его место в мире, не подавляя, а направляя. И это, как бы вам не хотелось, лучше всего получается, когда человек понимает: вокруг него есть другие люди. И без них — никуда.
А теперь извините, пойду я. Надо соседскому парнишке, роутер настроить. А то уже третий раз зовёт — интернет не работает. Может, и мне стоит взять пару уроков у Макаренко, чтобы объяснить ему, как жить без вай-фая?