Найти в Дзене

Воспитать личность. Как методы А.С.Макаренко стали классикой педагогики

Выступая на одном семинаре, мне задали вопрос. Как так получилось, что Макаренко,человек, который ставил на ноги не самых примерных граждан, вдруг стал эталоном педагогики в нашей современной Россие? -Да все просто: - ответил я. Мир пошёл по наклонной, и всё перевернулось с ног на голову. Теперь у нас "новые сложные подростки" — это дети с айфонами и неустойчивыми нервами. А методы достижения поставленных целей, у них знаете какие? Да те же самые, что и 100 лет назад, только в другой упаковке. Но давайте разбераться по порядку.

Антон Семёнович Макаренко — это такой педагог, который, если бы жил в наше время, был бы скорее всего коучем по жёсткому воспитанию в стиле "соберись, тряпка". Только в отличие от современных тренеров личностного роста, Макаренко действительно воспитывал. Причём воспитывал натуральных зеков. Ну, почти зеков — беспризорников, малолетних преступников и всяких "трудных подростков". Но не в этом суть. Главное, что Антон Семёнович взял и доказал всему миру, что можно заставить ребёнка. Ой, простите, "малолетку" — работать, учиться и даже становиться человеком. А теперь угадайте, как он это делал? Правильно, не комплиментами, не "обнимашками" и уж точно не сердечками в соцсетях.

Методы Макаренко, на первый взгляд, могут показаться... ну, скажем так, слишком "прямолинейными". Он не сюсюкался с подопечными. Для Макаренко было важно, чтобы дисциплина была железной. Труд — обязательство. А авторитеты... ну, авторитеты там были другие. Не те, что воровские, а те, кто мог работать и быть полезным коллективу и обществу в целом. Вот и вся магия. 

На деле это напоминало что-то вроде трудового лагеря: все чётко по распорядку, все заняты делом. Не работает? Вот тебе метла в руки. В мире Макаренко безделье — это чуть ли не преступление. Ведь каждый "плохой" мальчик или девочка, если его правильно направить, может стать полезным членом общества. Вот только "правильно направить" — это не тёплое слово и добрый взгляд. Это когда тебя жестко ставят и дают понять: если не будешь работать — останешься у разбитого корыта. Звучит грубо? Возможно. Но, знаете ли, это работает. Вопрос: почему? Почему методы, которые, казалось бы, должны были остаться в прошлом вместе с кирзовыми сапогами и лагерями, стали классикой педагогики?

Теперь давайте представим современного родителя. Он с обожанием смотрит на ребёнка, который с утра до ночи сидит в интернете, и думает: "Ну, он же ещё маленький, пусть отдыхает". Вот только малолетки Макаренко тоже "отдыхали", пока не попали под его железную руку. И тут возникает главный вопрос: кто из них вырос лучше?

Я не фанат жёсткого воспитания. Но есть один момент, который сложно игнорировать. Воспитанники Макаренко, если уж они ломали стереотипы, то полностью. Из вчерашних воришек и хулиганов выходили инженеры, врачи, сталевары и хлеборобы. В общем, нормальные Советские люди. 

А вот современные подростки, у которых максимальное наказание — это заблокированный Wi-Fi за плохие оценки, всё ещё думают, что жизнь — это увлекательный сериал. А работа — это лайки в ТикТоке.

Ключевое слово в методике Макаренко — это "коллектив". Звучит как будто из другой эпохи, да? А ведь вся суть была именно в этом. Каждый из этих беспризорников понимал, что без коллектива он никто. Это вам не "пальчик вверх", это реальная жизнь, где реально,все за одного, и один — за всех. Представьте, что вы подросток, а вас поставили ответственным за целый отряд таких же, как вы. И если кто-то накосячит — виноваты вы.

Такая вот школа жизни, от которой хочется сбежать? Да, возможно. Но заодно она учила ответственности, дисциплине и... уважению. Причём не только к другим, но и к себе. Макаренко знал, как заставить человека понять: хочешь чего-то добиться — так добивайся, работай, будь полезным. Учись быть человеком.

А теперь взгляните на это в контексте современного мира. Сейчас всё по-другому. Заставь подростка встать на 15 минут раньше — это уже трагедия. Заставь его отложить телефон на час — и тут уже можно вызывать скорую. Да, и никто не говорит, что надо всех поголовно ставить в строй. Но вот научить детей думать не только о себе, но и о коллективе — это как раз тот момент, который мог бы пригодиться и современным родителям. И тут мы подходим к самому интересному. Методы Макаренко, которые воспитывали трудных подростков, на самом деле работают и сегодня. Только вот беда: теперь трудные — это те, у кого наоборот, слишком много свободы, а дисциплины — ну вы меня поняли.

В чём парадокс? Макаренко — это педагог не прошлого, а скорее будущего. В условиях, когда молодёжь всё больше уходит в виртуальный мир, идеи коллективного воспитания и ответственности становятся всё более актуальными. Только вот кому-то это ещё надо объяснить. Проблема в том, что современные родители часто не готовы к таким "жёстким" методам. Им хочется, чтобы ребёнок рос свободным, но при этом был дисциплинированным. А Макаренко бы просто усмехнулся. Свободным? Да, пожалуйста. Только вот свобода — это когда ты осознаёшь её цену и понимаешь, что без дисциплины ты ничего не достигнешь.

Так почему же сегодняшние педагоги все чащеи чаще вспоминают приемы Макаренко ? Да всё просто. Они работают! И это не пустые слова. Если хочешь воспитать человека, а не инфантильное существо, которое живёт подписками, лайками и комментариями, нужно показать ему, что мир не крутится вокруг него. Да, сейчас всё поменялось. Но, как показала практика, методы Макаренко — это не что-то старое и замшелое. Это не про то, как сломать личность, а про то, как её выковать. Как взять человека и показать ему его место в мире, не подавляя, а направляя. И это, как бы вам не хотелось, лучше всего получается, когда человек понимает: вокруг него есть другие люди. И без них — никуда.

А теперь извините, пойду я. Надо соседскому парнишке, роутер настроить. А то уже третий раз зовёт — интернет не работает. Может, и мне стоит взять пару уроков у Макаренко, чтобы объяснить ему, как жить без вай-фая?