Сегодня я хочу разобрать популярный французский фильм "Мой король". Фильму почти 10 лет, но посмотрела я его только сейчас, когда начала детально изучать примеры абьюзивных отношений в кино и литературе.
Я не буду оценивать фильм с точки зрения режиссуры, сценария, актерской игры и других кинематографических моментов. Меня интересует психологическая сторона, отношения между главными героями, особенности их личностей. Скажу единственное, что у меня остались претензии к фильму по поводу романтизации абьюзивных отношений. Когда откровенно нездоровые созависимые отношения преподносятся с флером неземной роковой любви. С точки зрения главной героини все так и выглядело, но мне хотелось бы получить от режиссера некий намек: "Друзья, все это очень неправильно, не принимайте за чистую монету, это не про любовь, а про зависимость". Впрочем, я не знаю насколько мое желание правомерно. Фильм сделан как сделан и при этом вызывает много чувств и размышлений.
Внимание: В статье много спойлеров и раскрывается сюжет фильма.
Главная героиня: Симпатичная женщина, достаточно взрослая, обаятельная и миловидная. Мне видится, что художники специально оформили ее образ несколько аляповато для большего контраста с элегантным главным героем и его бывшими красавицами моделями. Женщину зовут Тони. У нее хорошая престижная работа, она адвокат. Есть брат и друзья, с которыми она проводит много времени. Судя по всему, она любит повеселиться, выпить, потанцевать, посмеяться и поболтать о всякой незначительной чепухе. Я не увидела у нее никаких увлечений и интересов, помимо друзей и веселого времяпрепровождения, по крайней мере с этой стороны героиню никак не раскрыли. Тони мечтает о семье, о любящем мужчине и ребенке. Это одна из ее важнейших потребностей, о которой она говорит в середине фильма, когда отношения с ее мужчиной зашли в тупик: "Я не для того ждала столько лет, чтобы в один момент сбежать и отказаться от семьи". Также у нее есть опыт нездоровых отношений: в самом начале фильма она рассказывает в слезах главному герою, что бывший муж бросил ее из-за того, что у нее "широкое влагалище". Чувствуется, что этот момент ее сильно ранил и поселил в ней комплексы. Также в Тони я могу отметить некоторый инфантилизм: несмотря на серьезную работу, ее как будто бы тянет в общество подростков и поверхностных людей, с которыми можно беззаботно и весело проводить время.
Когда нарцисс встречает нового человека, он тщательно изучает его интересы, привычки, слабости и потребности. Он собирает эту информацию, для того, чтобы впоследствии манипулировать жертвой и обращать в свою пользу любые ситуации.
Главного героя зовут Джорджио. Яркий, даже вызывающий, успешный мужчина. Во многих отзывах на этот фильм еще упоминается его харизма, которую я, если честно, не увидела. Он импульсивен, непредсказуем и выделяется среди других мужчин. У Джорджио свой ресторан, красивая машина, шикарная квартира, элегантный внешний вид. Он производит впечатление уверенного в себе человека, даже нагловатого, провоцирующего и переходящего границы дозволенного в общении. Он прекрасно понимает, какое впечатление производит на женщин и активно этим пользуется. В его поведении ярко прослеживаются черты доминирования. Стоит вспомнить как Тони описывала их первую встречу (про которую мужчина не помнит) много лет назад: Джорджио брызгал в лицо женщинам шампанским в ночном клубе, провоцировал их и имел большой успех.
Казалось бы, почему этого мужчину привлекла такая женщина как Тони?
Один из вариантов выбора партнера у нарцисса - это своеобразное "зеркало". Когда его партнер менее эффектен, менее успешен, менее интересен. Такой человек смотрит на нарцисса как на "короля" и подпитывает его больное эго. Могу предположить что Джорджио ранее выбирал женщин под стать себе, элегантных красоток, которые подчеркивали его эффектность. Возможно, ему наскучили отношения с такими женщинами или они были для него слишком сложными и захотелось чего-то "новенького" и менее замороченного. Или, возможно, он временно оказался без подходящего статусного ресурса, когда ему подвернулась Тони.
Отношения между героями развиваются стремительно. Джорджио поражает Тони своей импульсивностью и непредсказуемостью: после знакомства вместо того, чтобы взять ее номер, он внезапно кинул ей свой собственный мобильный телефон и назвал код разблокировки экрана. Какой размах, какой широкий жест. Отдать свой телефон другому для современного человека сопоставимо с... отдать свою душу, сердце и имущество. На Тони это явно произвело впечатление. И не только на нее, жена брата Тони также была под впечатлением и вымолвила: "Он великолепен".
На первом свидании Джорджио тоже ломает шаблоны и обескураживает Тони: спрашивает ее сходу скучала ли она по нему. Это сказано якобы в шутку, но по реакции главной героини видно, что она много о нем думала, пока они не виделись.
Следующий яркий жест и слом привычного: Джорджио не дает Тони заказать кофе и увлекает ее на некое мероприятие. Неожиданным образом это оказывается свадьба его друзей. Церковь, романтичная обстановка, счастливые жених и невеста, клятвы в любви и... Джорджио, который многозначительно поглядывает на восхищенную Тони.
После первой встречи герои уже в постели и в этот момент после секса Тони спрашивает у Джорджио, не показалось ли ему ее влагалище слишком широким. Здесь я хочу обратить ваше внимание на то, как именно утешает ее Джорджио. С одной стороны, он говорит, что ее бывший идиот, если говорил ей такие вещи, а с другой, в шутку сравнивает ее влагалище со "ртом беззубой бабки". Якобы оно такое же плотное как рот, но без зубов. Как вам такое сравнение? Как вам такое утешение? Тони принимает это за классное чувство юмора и радостно хохочет вместе с Джорджио над его "остроумным" сравнением.
Двойные послания часто встречаются в речах нарциссов. С одной стороны, нарцисс может делать комплимент, а с другой, унижать. Например, классическое: "Мне не нужна красавица, я люблю тебя такой какая ты есть". Или "Ты не такая, как моя бывшая. Ты добрая, милая. Она была чертовски умна и красива, но такая сука" и тому подобное.
В ту же ночь Джорджио говорит Тони, что любит ее. Она реагирует скептически и выражает сомнение в его словах, но видно, что ей приятно признание от мужчины.
Отношения с нарциссом отличаются стремительным развитием. С первых встреч он демонстрирует будущему партнеру его уникальность, поднимая самооценку до небес. Нарцисс рассказывает какой он необычный человек, что он никогда таких не встречал ранее, что он судьба, спаситель и свет в окошке. Быстрые признания в любви - тоже характерный признак отношений с нарциссом.
Встреча с Аньез. Аньез - это бывшая девушка Джорджио, с которой он прожил 5 лет и расстался 3 года назад. Джорджио рассказывает Тони, что Аньез глубоко несчастна и даже ненормальна, что она на антидепрессантах, а Джорджио заботится о ней как "старший брат или мать". Эта ситуация неприятна Тони, но следом Джорджио говорит о том, что Тони - первая женщина, с которой у него серьезные отношения после разрыва с Аньез, говорит о ее уникальности и особенности. И Тони снова тает и замалчивает ситуацию, которая ей не понравилась.
Для нарцисса жизненно необходимо удерживать рядом с собой людей, которые будут питать его эго: восхищаться им, любить его, страдать из-за него. Аньез - одна из участниц гарема нарцисса, находящаяся в глубокой зависимости от Джорджио. Могу предположить, что пятилетние отношения с ним расшатали ее психику и она не может выбраться из зависимости несмотря на расставание. Джорджио держит ее на коротком поводке, проявляет видимую заботу, но я уверена, что в этих отношениях много манипуляций. Джорджио использует Аньез для триангуляции. Этот термин означает ввод в отношения третьих лиц для создания конкуренции, ревности со стороны основного партнера. Нарциссы как правило выставляют все так, чтобы в появлении "третьего" не было их вины. Как раз больная несчастная бывшая отлично подходит для такой роли, Джорджио показывает себя сострадательным и совестливым человеком, который не может оставить другого в беде.
Манипуляция сработала, Тони начинает ревновать к прошлому Джорджио. Оказывается, он встречался только с такими же красотками-моделями, как Аньез. Тони начинает расспрашивать Джорджио и он подтверждает ее опасения: да, раньше он увлекался очень красивыми женщинами, но теперь поумнел и ему подходит такая как Тони: обычная, но хорошая женщина. Обратите внимание, что Джорджио с удовольствием погружается в воспоминания о своих успехах, он не останавливает Тони словами о том, что она для него самая интересная и желанная женщина. Напротив, он подчеркивает, что она отличается от бывших красоток, но сейчас ему хорошо и так. Снова двойные послания.
Дальше мы становимся свидетелями, казалось бы, трогательной сцены, когда Джорджио говорит Тони, что хочет от нее ребёнка. Прошло совсем немного времени с начала их отношений (месяца 2-3) и уже такие серьезные планы.
Нарцисс часто торопит динамику отношений. Ему сложно долго удерживать маску идеального человека и не терпится поскорее привязать к себе партнера и расслабиться. В представлении нарцисса его партнера нужно оглушить признаниями, эмоциями, гипервосхищением, чтобы тот поскорее потерял голову и "сдался"
Стоит обратить внимание на то, как и когда сделано это признание. Тони просыпается ночью от того, что Джорджио нет в постели. Она выходит в гостиную и видит, что он занят глажкой своей одежды. Женщина интересуется, что случилось. В ее голосе звучат нотки беспокойства, она уже в сильной эмоциональной зависимости от мужчины, поскольку и ее слова, и голос, и тело говорят о некоторой покорности и "стоянии на лапках" перед Джорджио. У него плохое настроение, он нервничает, чувствуется, что это факт захватывает все внимание Тони и она всячески старается подстроиться к его состоянию. Внезапно Джорджио начинает жаркие речи о том, что готов к ребенку и хочет его именно от Тони. Тони снова старается проявлять скептизим, но по ней видно как она очарована этими разговорами. Тони для вида начинает противоречить Джорджио, сомневаться в его словах и он "в шутку" обжигает ее паром от утюга и начинает трясти со словами "Родишь мне ребеночка?".
Эмоциональные качели - излюбленный прием манипуляторов. Сначала они вызывают в жертве негативные эмоции, затем всплеск радости и счастья. Жертва начинает сомневаться в себе, искать причину плохого состояния нарцисса в своих поступках, а затем испытывает радость от того, что она "прощена" и "все обошлось". С помощью эмоциональных качелей нарцисс продавливает личные границы жертвы и привязывает ее к себе эмоционально и даже физиологически за счет резких скачков гормонов стресса и радости.
!!!!!!!!!!!!!!!!
Насилие - это любое поведение, которое пугает, устрашает, подчиняет, обижает, унижает, оскорбляет, причиняет боль или дискомфорт. Никаких "в шутку" здесь быть не может!
!!!!!!!!!!!!!!
В фильме есть еще один момент, когда Джорджио причиняет физическую боль Тони: когда они спорят и ударяют друг друга по рукам, то Джорджио делает это очень сильно. Тони потирает руку, но мужчина этого не замечает или "не замечает", а Тони реагирует улыбкой и смехом, как будто это что-то забавное.
Доминирование и контроль Джорджио проявляется и в таких мелочах: когда Тони сделала тест на беременность, Джорджио выхватил его и первый посмотрел результат, хотя Тони просила посмотреть его вместе.
Дальше главные герои женятся. Перед тем как сказать "Да" Тони задумывается. Она сомневается, но не дает себе почувствовать это сомнение в полную силу, не доверяет ему. Ей очень хочется обрести семью и ее мужчина кажется ей слишком привлекательным и необыкновенным, она старается верить в ложный образ нарцисса. После согласия она нервно выдыхает. На праздновании свадьбы происходит маленькая интересная сцена. У невесты и жениха на церемонии не было колец, и после, на пикнике, они в шутку надевают "кольца" из кусочков салями себе на пальцы. Джорджио быстро съедает свое "кольцо". В этом нет ничего криминального, но стоит обратить внимание на реакцию Тони: она отслеживает этот момент и огорчается. Настолько, что потом явно искусственно изображает улыбку и радость. Это говорит о ее сомнениях в Джорджио, в их отношениях и браке.
Аньез, бывшая девушка Джорджио, предпринимает попытку суицида. Джорджио объясняет это тем, что он признался Аньез, что Тони ждет ребенка от него и эта новость показалась девушке невыносимой. Тони оказывается втянутой в любовный треугольник, где между ее мужчиной и его бывшей существует очень близкая и нездоровая связь. Она беременна, а будущий отец ее ребенка все больше отдаляется от нее, все свое внимание направляя не на заботы о будущей маме, а на состояние своей бывшей девушки. Поначалу Тони проявляет терпение, но в конце концов, когда поведение Джорджио переходит все границы, взрывается, собирает свои вещи и переезжает к брату. Джорджио пытается остановить ее мольбами и уверениями, что он больше не будет возиться с Аньез, Тони в этот момент непреклонна.
Но мы видим, что Тони встречается с Джорджио уже на следующий день, просит прощение за свое эмоциональное поведение и ждет от Джорджио ответного раскаяния. Как можно догадаться, она его не получает. Джорджио высокомерен, надменно смотрит на Тони и говорит о том, что его вчерашние обещания не считаются. Что он обижен поведением Тони, она "смешала его с дерьмом" и он планирует заботиться об Аньез даьше и этот вопрос не подлежит обсуждению.
Если вы находитесь в зависимости от нарцисса, манипулировать им бесполезно. Он всегда вас переиграет. Пугать его уходом, шантажировать - все это не имеет никакого смысла, он быстро вас раскусит и обернет ситуацию в свою пользу, надавив на ваши болевые точки. Уходить из абьюзивных отношений нужно уверенно и навсегда.
Нарцисс обязательно будет мстить за ваше неповиновение и попытки бегства.
Судя по всему, Тони соглашается на категоричные условия Джорджио и остается в отношениях. Она чувствует себя все хуже и хуже. В кабинете врача она жалуется на ужасное эмоциональное состояние, на постоянные слезы, нервозность, отсутствие сна, на то, что часто выходит из себя. А Джорджио сидит рядом и поддакивает врачу, что это состояние скорее всего связано с беременностью, изображает заботу и обеспокоенность.
Нарцисс выставляет жертву виноватой и неадекватной. Он делает это для сохранения власти, укрепления своего положения и контроля динамики отношений. Обвиняя жертву, нарцисс уклоняется от последствий своих действий, выходит "сухим из воды". Если послушать рассказы нарцисса о своих бывших женщинах, то все они сплошь неадекватные истерички, которые не умели себя контролировать и не ценили отношения. Нарцисс использует такую "драму", чтобы привлекать внимание и сочувствие.
Джорджио под видом заботы об их отношениях, заявляет Тони, что снял квартиру и будет туда уходить, когда почувствует, что это необходимо. Якобы не следует создавать стрессовую обстановку, это вредно для ребенка. И вместо ссор и выяснения отношений, он просто будет уходить на другое жилье. На деле же Джорджио отстраняется от Тони и их отношений, рождая в ней чувство уязвимости и брошенности. Тони очень страдает и без конца плачет.
Далее вскрывается еще одна "прекрасная" деталь - у Джорджио долги и всю мебель из квартиры, где живет Тони, увозят приставы.
Нарциссы часто скрывают свои финансовые проблемы, чтобы не вызывать негативных эмоций и сохранить образ успешного обеспеченного человека. Впоследствии, когда жертва уже находится в психологической зависимости от нарцисса, они могут использовать информацию о финансовых трудностях для того, чтобы вызвать жалость и получить помощь.
Казалось бы, что еще нужно главной героине, чтобы окончательно разочароваться и выйти из отношений с Джорджио? Но, нет. Он использует "тяжелую артиллерию": манипулирует ее материнскими чувствами и самой важной ценностью, семьей. Без предупреждения приезжает домой к Тони, готовит шикарный ужин и обращается к ребенку в животе, рассказывает, как он его любит и ждет, как он скучает и как ему тяжело. Джорджио говорит Тони самые нежные и проникновенные вещи, которые она давно не слышала от него. Милые нежности о ней и об их отношениях. Тони в слезах. Дальше мы видим, что герои ночуют вместе. Тони снова пытается "наладить отношения".
Нарцисс манипулирует сентиментальностью, использует эмоции других людей для достижения своих целей. Он создает иллюзию близости и заботы, что вызывает у партнера чувство вины или жалости.
Рождение ребёнка не помогает отношениям. Да, на какое-то время Тони получает заботливого и трогательного партнера, который участлив и так мило переживает. Но затем манипуляции и газлайтинг возвращается в троекратном объёме. Джорджио делает Аньез крестной родившегося сына. Тони наблюдает сцену, как Джорджио и Аньез возятся сс ее ребенком, не замечая присутствия матери. Это подлая, бессовестная манипуляция со стороны Джорджио. Здесь уже замешан ребенок и все участники этой манипуляции вляпались по самые уши.
Также очень тяжелая сцена, когда Джорджио в компании друзей говорит, что сегодня он остается дома с женой и ребенком, а затем провоцирует Тони прилюдно "даровать ему свободу" и дать погулять один вечер. Он выставляет ее строгой и контролирующей женой, а себя - бедным мужем, которому не хватает свободного пространства.
Тони доходит до очередного дна - обнаруживает Джорджио в постели с другой девушкой. Джорджио оправдывается, что он не изменял, а находился под кайфом и ничего не помнит. Он признается, что давно принимает наркотики. Джорджио говорит, что в глубине души он ощущает себя полным ничтожеством. В этом можно увидеть своеобразный каминг-аут нарцисса. Именно так они себя и ощущают. Вместо того, чтобы наконец-то разорвать отношения с мужем, Тони вцепляется в это признание. Теперь понятно, почему отношения такие сложные, теперь объяснимы все странности и его тяжелый характер. Но ничего, Тони спасет его своей любовью, излечит своей преданностью. Тони переходит в режим спасателя.
Но сил у нее все меньше, психика не справляется. На очередной вечеринке с друзьями Джорджио она напивается и ведет себя неприлично. Что делает любящий мужчина в такой ситуации? Он старается прикрыть свою женщину, чтобы меньшее количество людей увидело ее в таком состоянии. Он пытается оправдать поведение своей женщины в глазах других, чтобы как можно меньше "позора" легло на ее плечи. А Джорджио сидит с таким страдающим и брезгливым видом, будто всю жизнь мучается от выходок запойной истерички и уже не знает, что ему делать. Он снова выставляет свою жену неадекватной в глазах других.
Дальше мы видим сцену, когда Тони с маленьким сыном встречают Рождество в кругу семьи, а Джорджио звонит по видеосвязи, чтобы их поздравить. Тони не знает, где ее муж. Но она изо всех сил делает вид, что все в порядке и пытается сохранить видимость хороших отношений и семьи.
Тони доходит до края: она совершает попытку суицида, приняв какие-то таблетки.
Отношения с нарциссом крайне разрушительны. Жертва испытывает эмоциональное, а иногда и физическое насилие. Она подвергается манипуляциям, газлайтингу, изоляции. Это приводит к серьезным психическим проблемам. В крайних случаях это может закончится самоубийством.
Только после этого случая Тони решается на развод. Но при разговоре с Джоржио мы видим все ту же психологическую зависимость от него. Тони говорит, что любит мужа, но больше не может так жить. Она ведется на его манипуляции и улыбается его шуткам.
При разрыве с нарциссом необходимо быть кратким в своих объяснениях, избегать эмоций, чтобы не дать ему возможность манипулировать вами. Он обязательно будет пытаться раскачать вас на эмоции.
Развод ничего не изменил. Мы видим Тони и Джорджио в ее квартире, они занимаются любовью. У Джорджио новая женщина, а бывшая жена теперь в роли любовницы.
Нарцисс не отпускает своих бывших. Он считает их собственностью и частью своего "гарема". Нарцисс относится к людям как к вещам и всем находит свое применение. Например Тони в своей нынешней роли может выступать как объект ревности для новой жертвы. Ее психологическая зависимость от Джорджио поднимает ему самооценку. Тони немного очнулась, пришла в себя, похорошела, набралась ресурса. С ней еще интереснее поиграть в психологические игры, снова ее сломать и подчинить своей воле.
Проходит несколько лет, отношения Тони и Джорджио не меняются. Он то появляется в ее жизни, то исчезает. И самой Тони будто нравится, когда Джорджио выступает в роли завоевателя, пытается снова "растопить ее сердечко". В такие моменты она чувствует, что важна для него и все таки любима им. Хоть такой странной и кривой любовью. Это самообман, продиктованный ее зависимостью.
Вроде бы головой Тони понимает, что отношения с Джорджио ненормальны и разрушают ее. Она говорит бывшему мужу, что все его обещания - пустая болтовня. Заявляет о том, что хочет быть независимой от него и счастливой. Но все это бессмысленно. С нарциссом бесполезно разговаривать. От нарцисса нужно уходить и обрывать все контакты. В случае наличия ребенка максимально их сократить: общаться кратко, только по делу и в письменной форме. Чем больше вы выясняете отношения с нарциссом, тем глубже тоните в его манипуляциях и своей зависимости.
В конце фильма мы наблюдаем сцену, когда Тони и Джорджио пришли на встречу с преподавателями своего сына. Тони надела часики, которые подарил ей Джорджио. Это словно приглашение к новому витку игры "завоюй меня". Она откровенно любуется Джорджио и мы понимаем, что несмотря на все страдания, на весь урон, который нанес ей бывший муж, она не избавилась от зависимости от него и их отношения продолжатся.
"Прекрасный результат", говорит в конце фильма преподаватель на счет учебных успехов сына Тони и Джорджио. А мы видим улыбающуюся Тони и "прекрасный результат" ее десятилетних отношений с нарциссом.
____________________________
записаться ко мне на консультацию:
телеграм @valentina_gud