Найти в Дзене
Моя точка зрения

«От одного поклонника Гайдая – всем остальным его поклонникам» Е. Новицкий

4 сентября хозяйка канала БиблиоЮлия дала старт марафону «Читаем книги издательства «Молодая гвардия». Думала я, думала и решила поучаствовать. В рамках марафона решила прочитать книгу Е.И. Новицкого "Леонид Гайдай».

Источник: сеть Интернет
Источник: сеть Интернет

Если Вы обратите внимание на название статьи, то заметите, что в заголовок я вынесла слова Евгения Новицкого, которыми он завершал пролог своего произведения. И сделала я это не просто так. Гениальный советский и российский режиссер умер в 1993 году, и за 30 лет после его ухода вышло всего четыре книги, посвященный его биографии и творчеству (по крайней мере я нашла только две). И, что самое удивительное, две книги написал Евгений Новицкий.

Я сама большая поклонница творчества Леонида Гайдая, но, к большому стыду, кроме общеизвестных фактов о режиссере и его жизни ничего не знала, поэтому с большим удовольствием прочитала произведение Новицкого.

В книге чуть больше четырехсот страниц, но информации столько, что мой бедный мозг впал в легкую панику – хочется все интересные моменты из книги запихнуть в статью, но тогда она превратится в нечитаемый трактат, который просто отвернет читателей от книги. Я сама себе сказала успокоиться и вспомнить эпизод из жизни режиссера, который описывает Новицкий:

«Гайдай не уставал призывать Костюковского и Слободского к точности, лаконичности, сжатости. При виде всякой абстрактной фразы в сценарии режиссер недовольно морщился и восклицал: «А что в кадре? Что увидит зритель? Это надо переписать? Но чаще всего соавторы слышали от него призыв: «Короче!» … Эту регулярную претензию режиссера они иронически обыграли в реплике, доверенной Балбесу: «Короче, Склихасовский!»

Короче, так короче! Буду сдерживать свои порывы. 😊

В начале своего произведения Новицкий показывает читателям молодого Гайдая, который вместе с родителями, братом и сестрой живет в Иркутстке. В это период его можно было охарактеризовать как балагура и душу компании. Агитбригады, театры, школьные шалости – ничего не обходилось без участия Леонида Иовича. Даже тяготы Великой Отечественной Войны его мало изменили. И именно из-за своей порывистости Гайдай чуть не лишился ноги, а мировой кинематограф прекрасного актера и режиссера.

Источник: сеть Интернет
Источник: сеть Интернет

Студенческий брак на Нине Гребешковой – самое удачное решение Леонида Гайдая. На сколько он был талантлив в своей профессии, настолько он был беспомощен в быту:

«Когда на рабочем столе Леонида надо было заменить лампочку, он обращался к жене:

- Нинок, там у тебя лампочка перегорела.

Он говорил именно «у тебя», хотя Нина его настольной лампой никогда не пользовалась.

Так же было и с машиной …»

Но Гребешкова была не только мастером на все руки по бытовым вопросам, но, можно сказать, и музой мужа:

«Чрезвычайно долго возились с финальной сценой «Наваждени». Шурик, уверенный в том, что впервые оказался в квартире Лиды, очень серьезно спрашивает у девушки: «Скажите, Лида, у вас не бывает … Вот вы приходите куда-то в первый раз. А вам кажется, что вы здесь уже были, …» Что должна ответить Лида? Никому из трех сценаристов на этот счет не приходило в голову ничего путного.

В конце концов Костюковский, заслышав, что домой пришла Гребешкова с покупками, обратился к ней …..

- Нина, скажите, пожалуйста, у вас не бывает, - степенно начал Костюковский, - не бывает так, что вы приходите куда-то впервые, а вам кажется, что вы здесь уже были?

Гребешкова ответила не задумываясь:

- Нет, Яша, не бывает. Я всегда помню, где я была, когда и с кем»

Именно эту фразу мы уже ни один год слышим из уст Лидочки.

Стоит отметить, что Леонид Иович предпочитал работать с проверенными людьми, поэтому актеров, сценаристов, композиторов, операторов очень часто называли «гайдаевской семьей». Но и требовал режиссер с них столько же, сколько и с себя. За всю свою карьеру Гайдай поссорился только в двумя актерами – Евгением Моргуновым и Арчилом Гомиашвили. Из-за чрезмерной требовательности Гайдая из «семьи» ушел и композитор Н.В. Богословский. На смену ему пришел Александр Зацепин, который так же столкнулся с характером Леонида Гайдая. Но в отличие от своего предшественника смог завоевать доверие режиссера:

«- Леня, вот ты можешь мне по телефону объяснить пантомиму, которую будешь снимать?

- Нет, конечно! Надо хотя бы показать.

— Вот так же и здесь, надо записать и показать. Ты должен мне как-то довериться.

А у него почему-то в первое время было какое-то недоверие, и он иногда с ехидцей спрашивал у меня:

- А эту музыку, поди, взял из другого фильма, где у тебя ее не приняли?..

Потом, когда я ему по два варианта стал показывать, сомнения у него исчезли. Тут уж я ему говорил с ехидцей:

- Ты Леня, не думай, что это из двух фильмов, где не взяли….

На что он отвечал:

- Все, все, Саша! Забыто!..»

Сценаристы в команде Леонида Иовича так же менялись. Он не просто писал режиссерский сценарий к картинам, а полноценно участвовал в написании первоисточника. Но за свою работу получал только 20 % от гонорара. Такая несправедливость бессеребренника Гайдая, который заслуги своей команды всегда выставлял на первый план, обижала. Но он был достаточно закрытый человек и всего один раз пожаловался Зацепину. Можно ли его за это осуждать? Я считаю, что нет.

Источник: сеть Интернет
Источник: сеть Интернет

Перипетии в команде Гайдая – это малая проблема, которая выпала на долю режиссера. Тяжелые удары он получал от власть имущих, которые курировали культурное направление. Самодур Н.А. Михайлов чуть не загубил карьеру Леонида Иовича после выхода его первого самостоятельного фильма «Жених с того света», и председатель Госкино Романов искал в картинах к чему бы придраться. Но многочисленные нападки закалили режиссера, и когда он готовил к выпуску фильм «Бриллиантовая рука», то пошел на хитрость:

«Гайдай, когда сдавал картину в Госкино, приклеил в конце второй серии чудовищный атомный взрыв. Когда председатель Госкино Романов смотрел картину, то где-то смеялся, где-то нет (человек он был довольно своеобразный), но в конце, когда увидел атомный взрыв, чуть в обморок не упал. И стал кричать: «Леонид Иович, ну атомный взрыв-то при чем?» Гайдай мрачно, опустив голову, сказал: «Это надо, чтобы показать всю сложность нашего времени». — «Какая сложность времени? Обыкновенная комедия. Вообще, там у вас и про дикарей, про черных снаружи и добрых внутри, и про пьянство, и какой-то секс, и голые бабы. Что, вы там все с ума посходили на «Мосфильме?!» Начался дикий скандал. Леонид Иович сжался, стал совершенно непроницаемым. И вдруг говорит: «Будет так или никак — и тогда вообще картины не будет!» Тут все бросились его уговаривать: «Леонид Иович, что вы делаете? Леня, дорогой Ленечка! Ради бога, пусть дикари остаются, пусть остается песня про понедельники, что хочешь, только убери атомный взрыв». Гайдай стоит на своем: «Не уберу» — и все. В конце концов договорились, что три дня он будет думать. Через три дня директор картины позвонил и сказал: «Слава тебе господи! Гайдай отрезал атомный взрыв». В Госкино все просто свечки поставили, все были счастливы и облегченно вздохнули.» 😊

Источник: сеть Интернет
Источник: сеть Интернет

За 37 лет творческой работы Леонид Иович создал 22 картины, раскрыл актерский талант Андрея Миронова, Юрия Никулина, Георгия Вицина, Натальи Крачковской, Натальи Варлей, Леонида Куравлева и многих других. А Папанов в 1983 году к 60-летию режиссера опубликовал заметку в газете «Труд»:

«Когда заходит речь о режиссере Гайдае, мы, актеры, с неменьшим удовольствием говорим и о человеке по фамилии Гайдай. Общаться с ним не просто интересно, но потрясающе увлекательно. Понимаете, он человек с доверчивой душой ребенка. Искренне любит нашего брата актера — ведь сам в молодости играл на сцене Иркутского драматического театра. Нет, он не добренький, его и во гневе увидишь в жизни или на съемочной площадке. Но в том-то и дело, что даже в гневе своем он… добрый! Желающий добра!»

Но благодарны Гайдаю не только актеры, но все русскоязычные зрители. Положив в основу своего мастерства наследие Чаплина, голливудские гэги и жесткий хронометрах Уолт Диснея, Леонид Иович обессмертил свое имя, вписав его в один ряд с маститыми режиссерами отечественного и зарубежного небосклона.

Полностью порывы в процессе написании отзыва сдержать не удалось, и статья получилась длинноватой. Но в книге Е.И. Новицкого так много интересных и забавных моментов из жизни и творчества Леонида Гайдая, что короче не получается.

И завершить статью о гениальном режиссере я хочу его словами, которые раскрывают всю суть Гайдая:

«… на вопрос ведущего программы «Встреча по вашей просьбе»: «Кем бы вы хотели быть в следующей жизни?» - Леонид Иович ответил просто и достойно: «Следующую жизнь я бы хотел прожить так же, как прожил эту и живу в этой»