А вы знали о том, что в Антарктиде тоже есть полярное сияние — Аврора Аустралис, которое прекрасно видно из Австралии и Новой Зеландии? Но сегодня мы поговорим о севере — нашем Севере, где в условиях дичайшего холода веками выживают самые стойкие люди планеты.
Я даже не представляю, как это — жить в районах вечной мерзлоты, ходить летом в теплой одежде, а зимой сидеть по домам, потому что на улице снова Полярная ночь длиной в 50 — 80 дней. Представляете, каково это, когда вы два-три месяца живете в почти полной темноте, а солнце видите только по телевизору?
Решил написать о героических людях Крайнего севера, других здесь просто не бывает. Интересно, как они тут выживают и почему не бегут отсюда в благодатные южные регионы страны?
Озеро Таймыр
Крупное озеро, расположенное точно в центре сурового северного полуострова с одноименным названием. Полярная ночь здесь длится до 70 дней, морозы такие, что даже выносливые северные олени предпочитают зимовать ближе к плато Путорана. А люди живут. Конечно, не постоянно, в основном в летнее время, хотя некоторые остаются и на зиму, существуя за счет летних припасов.
Леса здесь нет, просто потому что высокие деревья в таких условиях не приживаются. Зимой, куда ни кинь взгляд, везде белое безмолвие — ни травинки, ни былинки, сплошные сугробы, ледяной ветер и морозы ниже -40 градусов здесь не редкость.
Единственный официальный населенный пункт на Таймыре — поселок городского типа Диксон. А на озере Таймыр живут рыбаки и охотники за бивнями мамонтов, которые они добывают из вечной мерзлоты. Рядом есть хранилище топлива для вертолетов, которые летают на мыс Челюскин и Северную Землю — это еще севернее озера. Живущие тут рыбаки помогают дозаправлять авиатехнику.
Как ни странно, но летом в озере прекрасно ловятся вкуснейшие рыбы: сиг, муксун, ряпушка, хариус, таймень, голец и другие. А по тундре бегают олени, овцебыки, медведи и лоси. На них то рыбаки и охотятся. Заготовленную рыбу пару раз в сезон забирают Камазами.
Еще летом на озеро прилетают богатые туристы — порыбачить, посмотреть тундру и поохотиться. Рыбаки помогают им (не бесплатно, конечно) в ориентировке на местности, служат проводниками и делятся полезными советами. В сезон здесь живет не больше десятка суровых мужиков, без женщин, конечно, так как дамы в этих условиях просто не вытерпят. Например, моются рыбаки в импровизированной бане 1 раз в неделю, чаще нет смысла напрягаться, так как водопровода здесь тоже нет.
Лето на озере длится 2 месяца и за это время надо успеть заготовить рыбу и зверя на продажу, а также мяса себе на зимовку.
Быт у здешних мужиков простой — постройки из максимально дешевых материалов, многие их которых были завезены еще при СССР, поэтому жилье изнутри выглядит как после Апокалипсиса. Главное, что есть угольная печка, без которой зимой все вымерзнет за несколько часов.
Кстати, никакого интернета и прочей сотовой связи, как и телевидения тут нет. Спутниковый телефон имеется — на всякий случай, но используют его редко, так как заряжать негде, кроме как на единственном генераторе. Те, кто живет тут месяцами, не знает никаких новостей, получая их в основном от туристов. Единственная роскошь — освещение и игры на телефоне, которые тоже заряжают от генератора.
А туристы здесь редкость. Чтобы нанять вертолет, нужно заплатить от 2 миллионов рублей, поэтому позволить себе полеты на Север могут только обеспеченные люди, а их не так много. Летом можно добираться на внедорожниках, но опять же, нужны траты на проводников и опытных людей, которые помогут не заблудиться в тундре.
Но это что касается быта обычных охотников, которые зарабатывают здесь такие суммы, которые «на материке» и не снились. А как живут северные народы, которые веками населяют территории за Полярным Кругом? Это сейчас у них есть генераторы и электричество, а раньше?
Коренные северные народы России — как живут
Самое интересное вот в чем — ненцы, манси и ханты, чукчи и прочие народности веками прекрасно выживали на севере, пока туда не пришла цивилизация. Вообще это мировая проблема с коренными народами, у которых с приходом благ цивилизации начинаются проблемы и теперь им действительно приходится выживать.
Условия Заполярья невозможно описать привычными нам понятиями. В наших городах никогда не бывает такого холода и перепадов атмосферного давления, как здесь. В тундре нет деревьев, лето всего пару месяцев, а зимой еще и Полярная ночь, когда люди месяцами не видят солнечного света. Снежные сугробы лежат здесь 240 дней в году, а скорость зимних ветров до 40 — 50 м/с, это настоящий ледяной ураган.
Но коренные народы смогли приспособиться к такой жизни. Я с удивлением узнал, что даже организм у них функционирует по-другому. Например, их пищеварительная система способна без вреда усваивать полностью белковый рацион, месяцами состоящий в основном из мяса и рыбы, нередко в сыром виде.
Их кровь способна аккумулировать и переносить по организму больше кислорода, чем у нас, поэтому у них люди очень редко болеют атеросклерозом и болезнями сердца из-за пониженных температур.
Северяне закаленные и отзывчивые, они понимают, что человек без помощи не выживет, поэтому на Севере вам всегда помогут, не пройдут мимо.
Коренные северяне и сегодня прекрасно живут вне городов, прямо посреди замороженной тундры. Их юрты и яранги — теплые жилища из оленьих шкур, обеспечивают им выживание при самых сильных ветрах и морозах. А в традиционной одежде из тех же шкур совсем не холодно. В шкуры они кутают всех детей и младенцев и никто не замерзает.
Они охотятся на оленей, овцебыков, зайцев, медведей и прочих северных животных. Ловят рыбу, собирают местные травы и ягоды. А на Чукотке чукчам разрешено добывать по квоте морских животных: моржей, тюленей и китов в рамках специальной государственной программы по защите коренных народов Севера.
Сегодня северным народам доступна и привозная еда в городах: овощи, фрукты алкоголь и хлеб с крупами, сладости и прочие привычные нам продукты из магазинов. Проблема только в том, что свежая еда стоит дорого, так как снабжение северных территорий идет в основном за счет авиации. Поэтому привычные для нас помидоры с огурцами северяне едят мало, предпочитая мясные продукты, добытые в тундре.
Про Север можно писать бесконечно, главное, что следует понимать — жизнь здесь такая суровая, что случайные люди сюда не попадают. Север не прощает ошибок, но вознаграждает тех, кто относится с уважение к здешним местам.