Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

Архитектура зданий Эрмитажа

Знаете ли вы, что скрывается за словосочетанием «Главный музейный комплекс» и почему по зданиям Эрмитажа можно изучать архитектурное стилевое многообразие?

Итак, какие здания сегодня составляют архитектурный комплекс музея?

Если приглядеться к деталям отделки фасадов, можно узнать, к какому стилю относится здание.

Примером строения, которое является частью архитектурного комплекса Эрмитажа в стиле петровского барокко, можно назвать Меншиковский дворец.

Дворец постройки XVIII века, принадлежавший сподвижнику Петра Великого Александру Меншикову, был первым каменным зданием такого размера в Петербурге. Архитектура дворца имеет итальянские черты, и в то же время напоминает голландские здания той эпохи. Сводчатые перекрытия помещений подвального и первого этажей дворца представляют большой интерес для истории русской архитектуры и строительной техники начала XVIII века.

В архитектурном ансамбле Дворцовой площади смело противопоставлены два стиля: барокко середины XVIII века и классицизм первой трети XIX века.

Находящийся сейчас на площади Зимний дворец – пятый по счету. Его строительство проходило с 1754 по 1762 годы, и в то время он стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге.

Многообразие деталей и пластическая структура фасадов Зимнего дворца, его контрастная окраска характеризуют здание как произведение стиля барокко.

Расположенное напротив Зимнего дворца здание Главного штаба – воплощение строгости, уравновешенности и спокойного величия архитектурных форм. Колонны сгруппированы в портиках, которые своим рельефом подчёркивают плоскостность фасадов и простирающихся более чем на 500 метров. Число украшений – оконных наличников, картушей и барельефов – минимально.

Ожерелье эрмитажных построек вдоль Невы выглядит гармоничным отнюдь не за счёт единого архитектурного стиля. Зимний дворец относится к стилю барокко, Малый и Большой Эрмитаж построены в стиле раннего классицизма, когда декоративность стиля барокко уступала строгим формам нового стиля, Эрмитажный театр – уже строгий классицизм. Однако ритм, пропорции и масштаб зданий соразмерны. Кроме того, размах застройки подчёркивает широту простора Невы.

Б. Патерсен. Вид окраины Петербурга у фарфорового завода. 1793. Место создания – Россия.
Б. Патерсен. Вид окраины Петербурга у фарфорового завода. 1793. Место создания – Россия.

Музей Императорского фарфорового завода был организован по указу Николая I в 1844 году. Музейная экспозиция, состоящая из предметов русского фарфора, находилась при здании завода.

В 1953 году для увеличения выпуска художественного фарфора провели реконструкцию предприятия. На месте жилых домов в 1960 году возвели новый пятиэтажный производственный корпус, который сегодня вместил музей завода, художественную лабораторию, различные цеха и столовую. Построенный встык к историческому зданию завода, новый корпус образовал единый производственный комплекс благодаря сквозным проходам из одного здания в другое.

Современные архитектурные решения и материалы позволяют возводить здания, предназначенные для развития музея и обеспечивающие условия для хранения, реставрации и представления произведений искусства. Как, например, комплекс зданий Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа «Старая деревня», который появился на севере Петербурга и предоставил возможность доступа к открытому фондохранилищу Эрмитажа.

Фотография А. В. Бронникова, Государственный Эрмитаж. Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня».
Фотография А. В. Бронникова, Государственный Эрмитаж. Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня».