22 марта 1994 года. Лайнер Airbus A310 Аэрофлота, летящий по маршруту Лондон - Москва - Гонконг приземлился в столице России. Это был легкий полет для экипажа рейса 593, несколько пассажиров прилетели с ними из Лондона, а в Гонконг было продано всего лишь 63 билета.
Экипаж Аирбаса состоял из 12 человек - 9 бортпроводников и 3-х пилотов, включая 40-летнего капитана Андрея Данилова, 33-летнего первого помощника и 39-летнего резервного капитана Ярослава Кудринского, чье присутствие позволяло летчикам сменять друг друга в предстоящем девятичасовом полете. Таким образом, на борту самолета было 75 человек.
Работа на международных рейсах Аэрофлота считалась и считается самой престижной, управление первыми западными самолетами было возможно лишь после жесткого отбора и обучения во Франции. А взамен экипаж получал доступ к благам, недоступным гражданам юной России, которую сотрясала нищета, реформы и невыплата зарплат.
Среди таких благ были бесплатные билеты или билеты с большой скидкой для семей, которые предоставили женам и детям уникальную возможность увидеть мир. В ночь на 22 марта резервный капитан Кудринский и воспользовался этими билетами, чтобы взять детей в первую в истории поездку за границу.
Пятнадцатилетний Эльдар Кудринский и его 12-летняя сестра Яна были среди 63 пассажиров. Их вместе со своей дочкой опекал в салоне еще один пилот Аэрофлота, летящий по делам в Гонконг.
Вечером рейс 593 вылетел из аэропорта Шереметьево, в 21.39. набрал крейсерскую высоту 10 100 метров и переключился на постоянный автопилот. Капитан Данилов и первый помощник Пискарев находились за штурвалами последующие 4 часа, а после полуночи капитан ушел спать, чтобы вернуться к концу полета.
Управление взял на себя резервный капитан Кудринский. Рейс 593 в это время уютно летел в ночи, пассажиры спали, а под самолетом плыла бескрайняя Сибирь, покрытая снегом. Все изменилось в 00.40. по московскому времени, когда резервный капитан открыл кабину для самых важных гостей - своих детей.
Маленькая Яна и Эльдар в сопровождении заботящегося работника Аэрофлота вошли в кабину, чтобы впервые в жизни увидеть полёт. Они были в восторге от огромного количества разноцветных лампочек и экранов, а счастливый отец наблюдал за их восторгом. В конце концов, все мамы и папы живут ради этого.
Три минуты Кудринский рассказывал детям, что и как, а затем предложил 12-летней Яне: "Иди сюда и сядь на моё место, хочешь?"
Согласно международным авиационным нормам нахождение посторонних в кабинет авиалайнера запрещено, но во всем мире до терактов 11 сентября это было обычной практикой, давней традицией восходящей к началу гражданской авиации. Пускать в кабину детей было знаком особого уважения к VIP-пассажирам и запрет нарушался постоянно.
Предоставление детям возможности взглянуть на кабину пилотов не представляло угрозы безопасности, да и пилотам все равно нечего делать во время крейсерского полета под управлением автоматики. Усаживать в кресло пилота Яну было следующей ступенью риска и ростом ставок. Но даже это случалось в авиакомпаниях безо всяких последствий.
В 00.43. счастливая дочь забралась на левое сиденье самолета A310, которое отец освободил для неё. Маленькая Яна ничего не видела поверх приборной панели и тихо попросила: "Папа, подними меня!" Капитан Кудринский поднял высоту сиденья, чтобы дочке стало лучше видно, и выключил свет.
Морозная ночь Сибири окружила их, внизу плыли огни шахтерского Кузбасса в бесконечном пространстве невидимых лесов и заснеженных гор. В течение нескольких минут Яна задавала наивные вопросы, папа терпеливо отвечал, а второй пилот подшучивал. Дети развеяли своим гомоном сонную дрему.
Однако капитану Кудринскому пришла в голову новая идея, поднявшая уровень риска до крейсерской высоты самолета. "Яна хочешь управлять самолетом? Давай, бери управление на себя!" Дочь нерешительно посмотрела на отца и по его команде осторожно положила маленькие ладошки на стойку управления.
Папа встал между креслами двух пилотов и потянулся к панели управления автопилотом, переключив режим бокового управления автопилота с "Навигация" на "Выбор курса", чтобы "руль" вертелся туда-сюда...
В истории дальнемагистральной авиации передача штурвала гостю случалась, хотя крайне редко, и также не таила опасности. Летящий на автопилоте самолет постороннему отключить невозможно, даже если взяться за штурвал. К тому же управление дублируется вторым пилотом, и маленькая Яна не могла повлиять на полет, взявшись за "баранку".
Там думал резервный капитан и он был прав. Если бы только знал свой Airbus A310, с автоматикой 1983 года...
ДАЛЬШЕ: глава 3 < (жми) I Оглавление ниже:
Подписывайтесь на премиум, < там интересно