Новое исследование ученых ИНИОН РАН показало, как Россия воспринимается в учебниках истории стран СНГ и Ближнего Востока.
В них Россия часто представляется как колониальное государство, угнетающее народы на присоединенных территориях. В учебниках акцентируется внимание на негативных последствиях колониальной политики.
🚩Казахстан.
Учебники описывают Российскую империю как агрессивную. Подчеркивает, что политика продразверстки во время голода 1921 года воспринималась как грабеж и это приводило к массовым бунтам.
🚩Азербайджан.
События, связанные с установлением советской власти, описываются как военное вторжение. Учебники подчеркивают, что советская система действовала в интересах России, а не местного населения.
🚩Узбекистан.
Период присоединения Средней Азии к России рассматривается как насильственное завоевание. Утверждается, что любые «прогрессивные» последствия колонизации — это мифы, используемые для оправдания империализма.
🚩Киргизия и Таджикистан.
Здесь учебники более положительно оценивают влияние России. Например, считается, что вхождение Киргизии в состав СССР способствовало развитию экономики и образования.
🚩Израиль и Иран.
В учебниках этих стран Россия описывается как антисемитское государство, игнорируя положительные аспекты отношений, особенно в период образования еврейского государства.
Исследование показывает, что искаженные образы России могут способствовать росту ксенофобии и русофобии в будущем.