Найти в Дзене

Как учебники формируют образы России за границей

Новое исследование ученых ИНИОН РАН показало, как Россия воспринимается в учебниках истории стран СНГ и Ближнего Востока.

В них Россия часто представляется как колониальное государство, угнетающее народы на присоединенных территориях. В учебниках акцентируется внимание на негативных последствиях колониальной политики.

🚩Казахстан. 

Учебники описывают Российскую империю как агрессивную. Подчеркивает, что политика продразверстки во время голода 1921 года воспринималась как грабеж и это приводило к массовым бунтам.

🚩Азербайджан. 

События, связанные с установлением советской власти, описываются как военное вторжение. Учебники подчеркивают, что советская система действовала в интересах России, а не местного населения.

🚩Узбекистан. 

Период присоединения Средней Азии к России рассматривается как насильственное завоевание. Утверждается, что любые «прогрессивные» последствия колонизации — это мифы, используемые для оправдания империализма.

🚩Киргизия и Таджикистан.  

Здесь учебники более положительно оценивают влияние России. Например, считается, что вхождение Киргизии в состав СССР способствовало развитию экономики и образования.

🚩Израиль и Иран. 

В учебниках этих стран Россия описывается как антисемитское государство, игнорируя положительные аспекты отношений, особенно в период образования еврейского государства.

Исследование показывает, что искаженные образы России могут способствовать росту ксенофобии и русофобии в будущем.