Колоссальное падение за 20 лет.
Российский футбол теряет массовый интерес в стране. Об этом говорят результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
77% россиян равнодушны к футболу. В том числе 84% молодежи до 24 лет
Главный тренд.
● За почти 20 лет доля постоянных болельщиков в стране упала в пять раз (2005-й – 19%, 2024-й – 4%), периодических болельщиков – в два раза (от 34% до 18%), а также выросла доля равнодушных к футболу до 77% (2005 год – 43%, 2009-й – 45%, 2022-й – 63%). Как видим, нисходящий тренд не менял даже домашний чемпионат мира.
● Постоянных футбольных болельщиков больше всего среди жителей Северо-Кавказского федерального округа (8%). Наименее популярным футбол оказался среди проживающих в Сибирском (82% равнодушных) и Дальневосточном (86%) округах.
● Равнодушных к футболу отличает более высокий процент женщин (84% против 68% у мужчин). А еще футбол не интересен 84% молодежи до 24 лет.
Только Дзюба набрал больше 5% узнаваемости. Футбол становится для россиян безликим
Большинство опрошенных россиян не смогли назвать «действующего игрока российского футбола, интересного и симпатичного им с точки зрения его профессиональных и человеческих качеств». Если в 2009 году на этот вопрос содержательно ответили 47% (практически каждый второй), то теперь только 17% – почти в три раза меньше.
«Российский футбол становится безликим и безымянным для российского общества. Все менее персонализированным и узнаваемым, – говорится в итогах опроса ВЦИОМ. – Это может быть связано как с отсутствием ярких звезд, так и с общим падением интереса к футболу».
Только восемь футболистов набрали больше 1% узнаваемости. Причем не все из них действующие игроки, как было задано в изначальном вопросе: Артем Дзюба (6%), Игорь Акинфеев (3%), Андрей Аршавин и Александр Головин (по 2%), Лев Яшин, братья Миранчуки и Матвей Сафонов (по 1%).
Как ВЦИОМ проводил исследование?
В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод – телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке (данные взвешены по социально-демографическим параметрам).
Отмечается, что предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. При этом помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Комментарий РФС: говорят, интерес к футболу растет
«Российский футбольный союз ежегодно проводит исследования, касающиеся популярности футбола в России и вовлеченности россиян в занятие футболом и его разновидностями.
Так, согласно отчету исследовательской компании Mediascope, в 2023 году футболом интересовались 76 процентов жителей нашей страны, что на 4 процента выше, чем в 2022 году.
Интерес аудитории к футболу также подтверждают рейтинги трансляций матчей сборной, Мир Российской Премьер-лиги и FONBET Кубка России.
При этом в части условий развития детско-юношеского футбола оценки исследовательских компаний совпадают. Больше 60 процентов респондентов положительно оценивают развитие футбола в нашей стране. Это значит, что такие проекты РФС как Юношеская футбольная лига, федеральный проект «Футбол в школе» и другие, направленные на развитие детско-юношеского футбола и роста числа занимающихся им детей, находят положительный отклик наших граждан.
РФС продолжит вести работу над увеличением количества занимающихся, чтобы футбол продолжался оставаться самым массовым видом спорта, а также вместе с клубами и профессиональными лигами работать над ростом числа болельщиков».
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Александр Вильф