Найти тему
Субъективное кино!

«Шугар» в пяти тезисах

Оглавление

Ворох отсылок, любовь к искусству кино, лучший монтаж, самая неожиданная развязка – всё это в детективном мини-сериале «Шугар».

Шугар, 2024
Шугар, 2024

Чудесная история Шугара

Роскошный мини-сериал для таких кино-задротов, как я, и даже больше. В центре сюжета частный детектив, который расследует исчезновение внучки голливудского воротилы. А попутно мы погружаемся не столько в запутанный детективный сюжет, сколько в чудесную историю самого детектива Шугара.

Шугар, 2024
Шугар, 2024

Как поезд съемки сошел с привычных рельс

Сериал использует, как я думал, навсегда забытый в рамках большого кино прием, бывший популярным в кинематографе годов до 60-х, а потом все меньше и меньше. Когда не было выверенных «рельс» и клише съемки, каждый оператор самостоятельно выдумывал собственные ракурсы и собственный киноязык. Выдумывал с нуля, как снять расхожие составляющие кино: поездку в машине, диалог, драку. Такие картины получались разнообразными и крайне индивидуальными. Конечно, это еще осталось в малобюджетных, так называемых, инди-фильмах, где создатели смело экспериментируют с возможностями экрана. Или в виде исключений, как в случае с «Шугаром».

Июльский дождь, 1966
Июльский дождь, 1966

Сейчас за редчайшими исключениями в угоду упрощения зрительского восприятия и удешевления производства все эти сцены выглядят клишировано и однотипно. Начинка разная, форма едина.

Но в «Шугаре» такое разнообразие планов и ракурсов работает на визуальный сторителлинг, а не просто прикольная фича сама в себе.

Во-первых, главный герой – заядлый кинолюбитель, познающий мир через призму кинематографа. Так что при помощи такого визуального повествования мы глубже проникаем в его внутренний мир, как бы всматриваемся в действительность его глазами.

Во-вторых, скажем так, без спойлеров, Шугар не от мира сего, поэтому он смотрит на человеческий мир остраненно, со стороны наблюдателя, с крайне нетипичных ракурсов. Прямо как Бэкон изображал людей с точки зрения инопланетянина – он смотрел на человека так, будто увидел его впервые. Человека в целом – все эти нескладные руки, губы, волосы. В картинах он остраняет, делает странным самое привычное и приевшееся, что есть у нас – облик человека. С самого детства мы видим людей вокруг и себя тоже, привыкаем к тому, как выглядит человек, а Бэкон отстраняется и демонстрирует нам совершенно неожиданный и новый взгляд.

Триптих Фрэнсиса Бэкона
Триптих Фрэнсиса Бэкона

Когда будет мистика?

С просмотра «Озарка» у меня в голове засела шутка — «А когда начнется мистика?».

Я не знал синопсис «Озарка», отчего все время казалось, что вот-вот начнется что-то в духе классического фильма ужасов про потустороннее. Семья переезжает в странный дом, расположенный у большого озера — типичная, если не сказать наитипичнейшая завязка для подобного рода картин. Тогда мистики не было.

Но, наконец, свершилось. На последних сериях «Шугара» внезапно приплели сверхъестественное. Без спойлеров. Но! Настолько неожиданно, как хлесткая оплеуха, не к месту (как Калашников на Новослободской), что даже круто!

Озарк, 2017
Озарк, 2017

Больше отсылок богу отсылок

В сериале особенно восхитительный монтаж – некоторые сцены заменяются кадрами из классических картин, фанатом которых является главный герой. Особенное удовольствие угадывать, откуда взят момент, проскользнувший на пару секунд. Но режиссер на этом не останавливается – в сериале ворох образов и аллюзий, цитат явных и совсем призрачных, натасканных из самого разного кино.

Такая игра, однако, совсем лишена и корпускулы снобизма. Не важно, помните ли вы, какие татуировки были на пальцах Роберта Митчема в «Ночи охотника», «Шугар» в любом случае понравится вам. То есть при вычитании элемента игры «угадайки» кадров из старых фильмов, сумма впечатлений не меняется – это по-прежнему хорошее кино.

Ночь охотника, 1955
Ночь охотника, 1955

Кино, я люблю тебя

Неоднократно писал, как люблю, когда деятели кино признаются в любви к кинематографу на языке этого самого кинематографа. Это всегда так лично, так завораживающе. Шугар не исключение. Каждая сцена декларирует любовь к искусству кино со скоростью 24 кадра в секунду. Осторожно, это заразительно.

10 тонких отсылок к «Во все тяжкие» из 10

(это действительно так захватывающе, что у меня пошли мурашки, когда я понял, что режиссер зашил в последовательность кадров – такое взаимопонимание и совпадение культурных кодов и понятий дает сто очков вперед дальнейшему просмотру)