Архетипы — одна из самых известных и используемых моделей в брендинге и рекламе. Это целостные универсальные образы или наборы символов, которые содержатся в коллективном бессознательном и предрасполагают нас испытывать определенные чувства в отношении объекта.
Что такое архетип и как это работает❔
Быстрый экскурс для понимания. Психика человека состоит из нескольких слоев — сознательного и бессознательного. Под сознанием мы подразумеваем все, что можно осознать и объяснить — процессы, которые мы контролируем. Бессознательное — это, грубо говоря, все остальное — то, что не умещается в сознание и происходит без прямого участия человека.
Эти слои существуют в двух формах — индивидуальной и коллективной. В истории с архетипами нас интересует второе, поэтому сосредоточимся на нем.
Итак, коллективное бессознательное — некая психическая сфера, в которой хранятся воспоминания и инстинкты, общие для всего человеческого вида. То, что не осознается, но работает одинаково для всех. Идею о коллективном бессознательном первым сформулировал Карл Густав Юнг, основоположник аналитической психологии, и он же вывел термин «архетип».
Юнг много путешествовал, изучал разные культуры и мифологии, и заметил, что вне зависимости от времени и места, есть нечто повторяющееся, как если бы существовали какие-то прообразы.
Архетипы, по Юнгу, это и есть те самые прообразы, некоторые модели, которые вобрали в себя представления о разных вещах за всю историю человечества и теперь живут в коллективном бессознательном.
Архетипы не всегда можно объяснить — это больше про ощущения и чувства. За это свойство типологию так любят маркетологи. Она позволяет создавать тонкие эмоциональные связи с аудиторией, рассказывая истории понятные каждому.
Существует 12 архетипов, про каждый из них я расскажу в следующих постах, поэтому следите за обновлениями)
По вопросам сотрудничества обращайтесь в сообщения📲