Найти в Дзене
Фонд «Жизнь как чудо»

Домашнее обучение: по необходимости, но по любви

Они настоящие супергерои. Справляться с болезнью, терпеть капельницы и уколы, а еще грызть гранит науки – такое не каждому под силу. Но дети, которые вынуждены противостоять болезни, борцы от природы. Им нередко приходится переходить на домашнее обучение, но это лишь закаляет характер и воспитывает самодисциплину. О том, как помочь ребенку и родителям комфортно и без потери качества перейти на дистанционное обучение, расскажет психолог Сания Биккина, а мамы подопечных благотворительного фонда «Жизнь как чудо» поделятся своими историями и рекомендациями. В каждом возрасте – своя мотивация Чтобы понять, как организовать учебный процесс для ребенка, важно разобраться, как устроена его мотивация к учебе. У детей разных возрастов она отличается. Ответственный за организацию учебного процесса – взрослый Детям разных возрастов необходима разная степень вовлеченности родителей, особенно на начальном этапе домашнего обучения. Как правило, ребенок до 7-8 класса не способен самостоятельно организ

Они настоящие супергерои. Справляться с болезнью, терпеть капельницы и уколы, а еще грызть гранит науки – такое не каждому под силу. Но дети, которые вынуждены противостоять болезни, борцы от природы. Им нередко приходится переходить на домашнее обучение, но это лишь закаляет характер и воспитывает самодисциплину. О том, как помочь ребенку и родителям комфортно и без потери качества перейти на дистанционное обучение, расскажет психолог Сания Биккина, а мамы подопечных благотворительного фонда «Жизнь как чудо» поделятся своими историями и рекомендациями.

В каждом возрасте – своя мотивация

Чтобы понять, как организовать учебный процесс для ребенка, важно разобраться, как устроена его мотивация к учебе. У детей разных возрастов она отличается.

-2

Ответственный за организацию учебного процесса – взрослый

Детям разных возрастов необходима разная степень вовлеченности родителей, особенно на начальном этапе домашнего обучения. Как правило, ребенок до 7-8 класса не способен самостоятельно организовать режим и придерживаться его, ни на что не отвлекаясь. Ему нужен ответственный взрослый, который все организует и будет напоминать об обязанностях. Дома в этой роли обычно выступает родитель, которому необходимо потратить в среднем от 2 до 6 месяцев, чтобы выстроить режим и научить ребенка учиться дома. Если у мамы и папы нет возможности включиться в учебный процесс, можно попросить о профессиональной помощи учителя или наставника.

-3

«В разном возрасте у каждого из нас разная произвольность, то есть способность удерживать внимание и делать то, что необходимо, а не то, что хочется. У ребенка в начальной школе произвольность совсем небольшая: его хватает на 5-10 минут, поэтому учителя младших классов часто переключают внимание детей, меняют форматы, делают гимнастику и т. д. Произвольность постепенно созревает к подростковому возрасту», – подчеркивает психолог Сания Биккина.

-4

Как родителям подготовить ребенка к домашнему обучению? Рекомендации психолога:

1. Продумать распорядок дня

Постарайтесь составить план вместе с ребенком. Его день не должен быть перенасыщенным, в нем важно оставлять место «воздуху». То есть нужно прописать только самое ключевое, что точно должно произойти сегодня. А всякие дополнительные вещи – например, почитать книгу (то, что было бы хорошо для общего развития) – лучше не писать, а просто обговорить. Маленьким детям расписание можно нарисовать, детям постарше – сделать список или таблицу на стене.

2. Договориться о правилах

Бытовых правил должно быть немного – от 5 до 7, и важно, чтобы они были очень понятные и простые. Это могут быть договоренности о коммуникации, режиме дня и т. д. Правила – это командная вещь, поэтому обсуждаются они вместе, даже если ребенок маленький. Так у него будет больше интереса их соблюдать. Помните, что невозможно всегда безукоризненно следовать правилам и это нормально.

3. Обозначить цели

Важно проговорить цели: что мы хотим, чтобы случилось за определенное количество времени, чему нужно успеть научиться и что освоить. Это должно быть понятно ребенку, – не просто «стать умнее», а обозначить конкретные достижения – «выучить 50 словарных слов», «запомнить определенные формулы», «подготовить доклад».

4. Обсудить, как будете оценивать результат

Важно подумать, как часто и как именно вы будете оценивать прогресс в учебе. В любом формате обучения важно время от времени замерять результат и видеть, что у ребенка есть продвижение вперед. При этом не нужно его пугать, делать дополнительные тесты, но важно обсудить систему, чтобы помочь ребенку самому видеть прогресс.

-5

5. Организовать рабочее место

Ребенку должно быть комфортно, поэтому лучше организовать его личное рабочее место. Там должен быть порядок (не обязательно идеальный): все нужные предметы для учебы, система хранения, правильное освещение, необходимая техника.

6. Добавить увлекательные занятия

Важно разнообразить обучение – предложить развивающие игры, научно-популярные передачи, образовательные книги и комиксы, а также посильные домашние поручения. Ребенку должно быть интересно, чтобы он мог чувствовать себя частью семьи, растить ответственность и тестировать свою взрослость.

7. Оставаться родителем

Важно не говорить с ребенком только об учебе. Для ребенка родитель – это в первую очередь близкий человек, он не должен становиться учителем, не нужно смешивать эти роли. Если задача педагога – обучать, то задача мамы и папы – обеспечивать чувство безопасности, давать поддержку, тепло и безусловную любовь. И в ситуации с домашним обучением важнее сохранить роль родителя, чем перейти в роль учителя.

-6

На первом месте сам ребенок

У домашнего формата обучения есть и плюсы, и минусы, важно сконцентрироваться на позитивных моментах и не заставлять учиться, а обозначить, зачем это нужно. Стоит помнить, что дети в любой ситуации остаются детьми. Им важно сохранять свои кусочки детства. Не имеет значения, как они учатся – очно или дистанционно, плохо или чуть хуже. Детям важно по-прежнему делать то, что они любят: играть, рисовать, собирать конструктор, заниматься творчеством. Каким бы тяжелым ни было заболевание, не стоит говорить ребенку, что он повзрослел и теперь все изменится. Самое главное, что должно быть у ребенка – это его детство.

За подготовку статьи благодарим Санию Равилевну Биккину, психолога, лектора, спикера по темам адаптации, коммуникации, взросления, работы со стрессом и жизнестойкостью.