Вопрос о том, осознает ли нарцисс свои действия как зло, гложит множество психологов по всему миру. Вероятно, нарцисс нарциссу рознь, но следует понимать, что любой нарцисс считает себя точкой отсчёта.
Это значит, что в любом случае, нарцисс оправдает любые свои действия в прошлом, или даже в будущем. И для него поток этих решений будет всегда сопряжен с чувством справедливости, которой, однако, тоже не будет ему хватать. Что в значительной мере, затягивает его в эту спираль.
Я уже писал, что стоит исходить из того, что всё, что делает или говорит нарцисс это абьюз. Даже его чувство юмора это абьюз. А может быть, и в первую очередь, его чувство юмора. С одной стороны оно отвлекает его самого от себя же. С другой, создаёт нужный травме режим проникновения в чужую жизнь.
И на самом деле, отличить обычный юмор от злокачественного не так уж и просто. Вернее даже, злокачественный юмор с большей вероятностью будет казаться наивным, добродушным, романтичным. Поэтому нарцисс быстро подбирает ключи к травме жертвы, которая истоскавалась по простому и светлому общению.
Здоровый юмор часто сложен, со сложным, обогощенным контекстом. У него как правило есть монолитный фундамент, за которым стоит его настоящий автор, собственный интеллект. Нарцисс же предпочитает использовать домашние заготовки. Те, которые как-то невероятно впечатлили его самого. Однако, не стоит ждать, что он будет ссылаться на чьё-то авторство.
Надо понимать, как нарцисс чувствует это внутри себя. Когда он в ресурсе, он как художник, который парит в небе, разбрызгивая россыпи разноцветных искра фейерверка. Он как бы автор всего, что окружает его жертву. Поэтому у жертвы нет ни единого повода даже допустить мысль, что это ловушка.
Сама механика погружения разделённую фантазию для жертвы выглядит настоящей любовью, настоящей дружбой, удачей. Можно ли остановить этот процесс? Я вполне уверен, что потребуется огромные душевные ресурсы, даже при наличии настоящего смысла в этих действиях. На такой абьюз, нужен какой-то другой абьюз.
Из моих наблюдений, сломать нарциссу его игру всё же задача осуществимая. В значительной мере ответом является сигма логика. В её репертуаре есть ряд инструментов, которые нарцисс распознает как слабость. И видя слабость, нарцисс уже не в состоянии верно оценить, какой объем его усилий (лжи) ему требуется.
Нарцисс идентифицирует всю ситуацию как отличную среду для его абьюза, а так как можно не напрягаться, качество его шуток начинает падать. Вопрос только в том, когда нарцисс поймёт, что ничего не контроллирует.
Злокачественность фундаментальна и поэтому прозрачна для самого нарцисса. И в глубине души он и сам не знает, почему он делает то, что делает. Никаких голосов он не слышит, но лучше бы слышал. Потому что это давало бы ему шанс остановить внутренний диалог, где мертвая мать объясняет ему как быть хорошим.
В проблеме нарциссизма вопросы абьюза ключевые. Само зерно ненависти вместо зерна любви меняет саму суть информации, которую источает нарцисс. Даже при условии тех же самых слов. Вы и сами не заметите, как будите писать на Валентинке "я тебя ненавижу". А для нарцисса эти слова музыка.
Любовь, как считает нарцисс, это ложь и выдумки. А ненависть это ли не настоящее признание? Представьте, вас ненавидят и сделать ничего не могут, да ещё пишут, думают о вас.
Одним из самых острых чувств, которые способен испытывать нарцисс это удовольствие от чужой боли. Вероятно, далеко не каждый нарцисс будет способен это признать. Но самые зловещие конфигурации нарциссического интеллекта будут мучать своих жертв на протяжении многих лет, бережно экономя каждую каплю крови. И будьте уверены, они будут видеть это как любовь и дружбу.