Словарь.
Существительные: праздник, школа, знания, ученик, учитель, урок, класс, парта, перемена, портфель, учебник, тетрадь, карандаш, линейка, ручка, пенал, дневник, альбом, краска, пластилин, кисточка, директор, доска.
Глаголы: учится, пишет, читает, рисует, сидит, смотрит, списывает, запоминает, думает, отвечает, лепит, слушает, выступает, поёт, танцует, играет, считает, слушает, говорит, понимает, пересказывает, запоминает, решает, выполняет, изучает, исследует, анализирует, обобщает, создаёт, творит, изобретает, экспериментирует, исследует, наблюдает, описывает.
Прилагательные: школьная, интересная, познавательная, большая, увлекательная, развивающая, творческая, активная, трудная, любимая, прекрасная, лучшая.
Антонимы: большая – маленькая, быстрый – медленный, толстая – тонкая, высокая – низкая, грязная – чистая, весёлая – грустная, шумная – тихая, смелый – трусливый, сонный – бодрый, усталый – активный, смелый – трусливый, хорошая – плохая, яркий – тёмный, долгая – быстрая, широкий – узкий, тяжёлый – лёгкий, лёгкое – сложное, интересный – скучный, добрый – злой.
День знаний – это государственный праздник, который отмечается 1 сентября. В этот день дети идут в школу и начинают учиться.
Знания – это то, чему мы учимся и что помогает нам понимать мир вокруг нас. Знания бывают разные: о природе, о людях, о технике. Знания помогают нам принимать правильные решения, избегать ошибок и становиться умнее.
Школа – это место, где дети учатся читать, писать, считать и многому другому. В школе они проводят время с друзьями, узнают новое и интересное.
Урок – занятие, когда дети вместе с учителем изучают новый материал, выполняют задания и закрепляют знания. Уроки проходят в классе, где дети сидят за партами и слушают учителя.
Перемена – это перерыв между уроками в школе. Во время перемены дети могут отдохнуть, поиграть, перекусить и пообщаться друг с другом.
Портфель – это сумка, в которой переносят учебники и школьные принадлежности.
Учебник – книга, в которой содержаться основы знаний и домашние задания.
Дневник – это основной документ школьника на время обучения. В нём ставят оценки, пишут замечания по поведению, а также записывают домашние задания. Дневник служит средством общения учителей и родителей.
Оценка – это показатель уровня знаний и умений ученика. Она помогает учителю и родителям понять, насколько хорошо ребёнок усваивает материал и как ему нужно работать над своими знаниями.
Директор – это руководитель школы.
Задание 1. Один – много.
Цель: формирование навыка слово-измения.
Назови слова во множественном числе и со словом много. Если ребёнок затрудняется в назывании, речевой образец даёт взрослый, ребёнок повторяет.
праздник –праздники – много праздников;
школа – школы – много школ;
ученик – ученики – много учеников;
учитель – учителя – много учителей;
урок – уроки – много уроков;
класс – классы – много классов;
парта – парты – много парт;
перемена –перемены – много перемен;
портфель – портфели – много портфелей;
учебник – учебники – много учебников;
тетрадь – тетради – много тетрадей;
карандаш – карандаши – много карандашей;
линейка – линейки – много линеек;
ручка – ручки – много ручек;
пенал – пеналы – много пеналов;
дневник – дневники – много дневников;
альбом – альбомы – много альбомов;
краска – краски – много красок;
кисточка- кисточки – много кисточек;
директор – директора – много директоров.
Задание 2. Назови слова со словом «школьный».
Цель: формирование навыка согласовывать прилагательное с существительными.
Взрослый называет предмет, ребёнок называет получившееся словосочетание.
школьный праздник;
школьные знания;
школьный ученик;
школьный учитель;
школьный урок;
школьный класс;
школьная парта;
школьная перемена;
школьный портфель;
школьный учебник;
школьная тетрадь;
школьный карандаш;
школьная линейка;
школьная ручка;
школьный пенал;
школьный дневник;
школьный альбом;
школьная краска;
школьный пластилин;
школьная кисточка;
школьный директор.
Задание 3. Моя, мой, мои.
Цель: формирование навыка согласовывать местоимения с существительными.
Взрослый называет существительное, ребёнок говорит словосочетание.
мой праздник;
мои знания;
мой ученик;
мой учитель;
мой урок;
мой класс;
моя парта;
моя перемена;
мой портфель;
мой учебник;
моя тетрадь;
мой карандаш;
моя линейка;
моя ручка;
мой пенал;
мой дневник;
мой альбом;
моя краска;
мой пластилин;
моя кисточка;
моя директор;
мои праздники; …
Задание 4. Что можно делать в школе.
Цель: актуализация и расширение предикативного (глагольного) словаря.
Взрослый спрашивает, что делает (делают) школьники в школе.
В школе ученик учится (учатся), пишет, читает, рисует, сидит, смотрит, списывает, запоминает, думает, отвечает, лепит, слушает, выступает, поёт, танцует, играет, считает, слушает, говорит, понимает, пересказывает, запоминает, решает, выполняет, изучает, исследует, анализирует, обобщает, создаёт, творит, изобретает, экспериментирует, исследует, наблюдает, описывает, …
Задание 5. Предлоги.
Цель: формирование представлений о предлогах.
Для задания можно использовать картинки школьных принадлежностей. Взрослый спрашивает у ребёнка.
Если тетрадь положили в портфель, где лежит тетрадь? Тетрадь лежит В портфеле.
Если тетрадь положили на парту, где лежит тетрадь? Тетрадь лежит НА парте.
Если тетрадь положили под парту, где лежит тетрадь? Тетрадь лежит ПОД партой.
Если тетрадь положили за доску, где лежит тетрадь? Тетрадь лежит За доской.
Слова для работы: ученик, учебник, тетрадь, карандаш, линейка, ручка, пенал, дневник, альбом, краска, пластилин, кисточка.
Задание 7. Какая школа?
Цель: актуализация и расширение предикативного словаря (прилагательные).
Взрослый спрашивает какая школа?
Интересная, познавательная, большая, увлекательная, развивающая, творческая, активная, трудная, любимая, прекрасная, лучшая, …
Задание 8. Посчитай.
Цель: формирования навыка согласовывать числительные и существительные.
Один праздник, два праздника, …, пять праздников;
Одна школа, две школы, …, пять школ;
…
Слова для работы: праздник, школа, ученик, учитель, урок, парта, перемена, портфель, учебник, тетрадь, карандаш, линейка, ручка, пенал, дневник, альбом, краска, пластилин, кисточка, директор
Задание 9. Слова наоборот.
Цель: формирование навыка подбирать антонимы к прилагательным.
школа большая – школа маленькая;
ученик быстрый – ученик медленный;
тетрадь толстая – тетрадь тонкая;
парта высокая – парта низкая;
доска грязная – доска чистая;
учитель весёлая – учитель грустная;
перемена шумная – перемена тихая;
ученик смелый – ученик трусливый;
ученик сонный – ученик бодрый;
учитель усталый – учитель активный;
ученик смелый – ученик трусливый;
оценка хорошая – оценка плохая;
альбом яркий – альбом тёмный;
перемена долгая – перемена быстрая;
пенал широкий – пенал узкий;
портфель тяжёлый – портфель легкий;
задание лёгкое – задание сложное;
учебник интересный – учебник скучный;
учитель добрый – учитель злой; …
Задание 10. Что лишнее.
Цель: формирование навыка классификации объектов по ключевым признакам, развитие слухового внимания.
учебник, тетрадь, улитка;
учитель, директор, ученик;
ручка, тетрадь, карандаш;
линейка, альбом, ласточка;
пластилин, палка, краска; …
Задание 11. Загадки.
Цель: развитие логического мышления.
***
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж…
Что же это?...
(карандаш)
***
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я?...
(тетрадь)
***
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.
(пятерка)
***
Есть совсем другая птица.
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.
(двойка)
***
Стоит дом:
Кто в него войдет
Тот и ум
Приобретет.
(школа)
***
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга)
***
По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей -
Чиста страница.
(Школьная доска)
***
Разноцветные страницы
заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
носит воду бородой.
(Краски и кисть)
***
Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается.
(карандаш)
Задание 12. Придумай предложение со словами.
Цель: формирование навыка составлять предложения с заданными словами.
Взрослый просит ребёнка придумать предложения со словами:
школа, урок, класс;
рюкзак, пластилин, альбом;
школа, директор, учитель;
учитель, класс, ученики;
звонок, урок, парта; …
Вопросы по теме:
1. В какое время года дети начинают ходить в школу?
2. Кто главный в школе?
3. Как называется профессия человека, который учит детей?
4. Куда выставляют оценки?