Найти тему
Creatio Officina Sibiricum

Тенденции в мире и педагогика: философская оценка перспектив

Оглавление

В статье даётся философская оценка основных тенденций в развитии педагогики и образования под влиянием факторов, воздействующих на процесс в глобальном и национальном масштабах в последние пять лет.

© 2024, Сергей Борисович Куликов, доктор философских наук, доцент, Томск, Россия

Изображение сгенерировано в программе "Шедеврум" специально для статьи
Изображение сгенерировано в программе "Шедеврум" специально для статьи

Вступительное слово

Ровно пять лет назад, в 2019 году, я принимал участие в исследовании, направленном на оценку возможностей ответа педагогического образования на новые вызовы современности. Результаты исследования легли в основу публикации [1].

Однако время идёт. Чего только не произошло за истекшие пять лет:

  • волны эпидемии ковида накрыли мир и не миновали Россию
  • принято решение о переходе на национальную модель высшего образования
  • в состав России по результатам референдумов вошли новые регионы
  • и др.

В связи с этим хотелось бы, говоря образно, «отмотать плёнку назад» и взглянуть глазами человека, живущего в 2024 году, на представления об ожиданиях от педагогического образования в 2019.

Несомненно, часть полученных тогда результатов устарела или должна была устареть. Но важно понять, не осталось ли что-то полезное в тех, столь близких и таких уже безвозвратно ушедших временах заканчивавшегося второго десятилетия двадцать первого века.

Сравнения и замечания

Выделим основные тезисы в старом материале и сравним ранее отмеченные тенденции с состоянием дел, характерным для сегодняшнего дня.

Междисциплинарный характер педагогики

Под этим ранее подразумевалось [1], что педагогика, в отличие от дисциплин с ярко выраженной спецификой предметной области и методов исследования, такой спецификой в полной мере не обладает.

О чём же речь конкретно?

В упрощённом виде, скажем, физика занимается законами и закономерностями функционирования неживой природы, а биология — развития живой. Социология изучает общество как систему, тогда как история — формы развития общественных систем во времени.

По поводу педагогики обычно говорят как о науке, изучающей обучение и воспитание, а также самообучение и воспитание.

— Вот же он, предмет, чего тебе ещё надо? — спросит кто-то.

Проблема в том, что ни у обучения, ни у воспитания и так далее нет какого-то одного ясного образа, ссылаясь на который, можно было бы сказать:

— Да вот же он, тот самый предмет или хотя бы предметная область педагогики!

Увы! Обучение физике не то же, что обучение биологии, а и то, и другое вообще невозможно осуществить, не научившись прежде читать и писать. Но обучение чтению и письму мало кто посчитает похожим на освоение хоть одной из упомянутых научных дисциплин!

Ну, исключая иностранные языки, в которых обучающийся вынужден заново проходить путь, начатый в самом начале. Но ведь и тут обучаться английскому языку не то же, что обучаться русскому! Есть же разница между «первым» или «родным» и «вторым» или «иностранным».

Приходится признать: ничего за пять лет в педагогике принципиально не изменилось. Как была междисциплинарной, то есть знанием на «перекрёстке» наук, так и остаётся!

Факторы социокультурного развития в глобальном масштабе

В этом отношении уже раскрыто [1], что педагогика сталкивалась с вызовами, которые диктовало развитие общества и культуры в мировом масштабе. Эти вызовы затрагивали тогда и продолжают затрагивать сейчас все страны планеты практически без исключения. И что тут?

  • растущая глобализация
  • стремление локальных сообществ сохранить национальную специфику

Всё ли, о чём говорилось пять лет назад, имеет силу сегодня?

Как представляется, обе противоположные тенденции сохранились. Поиски разрешения возникающего между ними противоречия всё ещё движут мир вперёд. Но акценты существенно изменились.

Под глобализацией пять лет назад подразумевалось стремление стран так называемого глобального Запада — США, Евросоюза и их союзников в других регионах — установить особый миропорядок. Что в него входило?

Во-первых, возможность условно разделить мировую экономику на три относительно независимые сферы: предоставление услуг, индустриальное производство, добыча сырья. Этот облик старались придать миру начиная с девяностых годов прошлого столетия, когда со сцены сошёл Советский Союз. А США остались единственной сверхдержавой.

Во-вторых, распространение так называемых «общечеловеческих ценностей»: уважение к жизни, к правам меньшинств и других.

В-третьих, основной акцент ставился на демократических принципах формирования власти в отдельных странах: избираемость, конкурентность, сменяемость и т. д. Правда, за образец довольно настойчиво предлагалось брать демократию Запада.

Что из этого сохранило актуальность в настоящее время?

Целый ряд стран Азии, Африки и Южной Америки выразили сомнение в целесообразности разделения мира на, условно говоря, добывающую, производящую и управляющую. Процесс начался ещё в 2009 году, когда создали знаменитый БРИКС. А по известным причинам ускорился в 2022 году.

В итоге окреп «голос окраин», иначе говоря, та самая тенденция на сохранение локальными сообществами национальной специфики.

В отношении педагогики и образования это не привело к немедленному распаду общемирового образовательного пространства. Но очевидно обозначились альтернативы представлениям о западной модели как единственно верной.

Как видится сейчас, ведущую роль в этом процессе способна сыграть Россия, у которой накоплен богатый опыт строительства национальной образовательной системы. Но воплощение позитивных моментов такого опыта в жизнь — это, безусловно, дело будущего, пусть и не столь отдалённого.

На данный момент говорить об оформившемся явлении преждевременно. И не стоит сбрасывать со счетов взаимодействие с образовательными системами в дружественных странах, равно как с центрами педагогической мысли в них.

Изменения в образовании под влиянием развития науки и техники

В данном отношении пять лет назад было актуально:

  • миниатюризация объектов, которые попадают в поле воздействий современной техники
  • стремление визуализировать явления и процессы окружающего мира, сделав даже самое малое (атомы и электроны) и самое большое (звезды и галактики) доступным обозрению человека

Первый момент — порождение бурного развития вычислительной техники, средств связи, нанотехнологий. Чего хотели и что вышло?

Планировалось расширение области применения цифровых методов обучения и дистанционных форм их реализации. Компьютеры и интернет — вот два столпа, на которые, как представлялось пять и более лет назад, должно бы опереться образование во всём мире.

С тех пор по миру прокатилось несколько волн эпидемии «новой коронавирусной инфекции» или, по-простому, «ковида» (covid-19). Эта болезнь и сейчас никуда не делась, просто стала привычным фоном для жизни миллиардов. И да, как будто взята под контроль, хотя постоянно появляются сообщения о новых штаммах.

В условиях эпидемии, охватившей мир и ставшей пандемией, наработки в области цифровизации образовательных практик и дистанционных методик их реализации оказались очень и очень востребованы.

Нельзя сказать, что всё образование «ушло в цифру». Однако мало кто возразит, что облик обучения и воспитания, равно как самообучения и самовоспитания, изменился, похоже, навсегда. Вместе с этим оказались востребованы и педагогические новшества, такие как мультимодальный подход.

Мультимодальность подразумевает многообразие способов представления информации. Сюда входит сочетание традиционного текстового вида с инновационными формами аудио- и видеоподачи материала.

Между тем не стоит путать многорежимность подачи содержания знаний и их вариативность. В последнее время много говорят о единых учебниках по истории, математике и другим дисциплинам. Особенно актуально это стало вместе с входом в состав Российской Федерации новых субъектов по итогам референдумов 2022 года.

Единый по содержанию учебник вполне может быть реализован мультимодально!

Что, скажем, мешает принять единый стандарт преподавания истории на всей территории России, но дополнить текстовую часть национального учебника видеоиллюстрациями и аудиоматериалами?

Кроме того, простое размещение обычного текста в интернете уже делает его как минимум бимодальным. Ведь здесь сочетается графический вид текстовой информации с цифровым способом её распространения! Так о чём тут спорить?

Сказанное в полной мере позволяет увидеть актуальный характер второй из упомянутых выше тенденций — ориентиров на визуализацию явлений и процессов. Но, как представляется, здесь нужно сохранить в разумных пределах возникший энтузиазм, связанный с инновационными методиками.

Вместе со стремлением всё визуализировать есть опасность добиться упрощения знаний и получаемых на их базе умений, которые усваиваются на разных этапах обучения. Особенно это опасно в периоды получения среднего профессионального и высшего видов образования.

По-настоящему грамотный специалист должен уметь мыслить абстрактно, а не только представлять мир в картинках.

Но в целом зафиксированные пять лет назад тенденции остаются в силе, хотя и меняют базовые ориентиры с зарубежных образцов на отечественные. Главное остаётся неизменным: педагогика обязана соответствовать требованиям времени и готовить учеников к наступлению будущего.

И каким оно будет, это будущее, тоже во многом зависит от педагогики, точнее от педагогов и степени их готовности не только слепо перенимать опыт, накопленный без их участия, но и активно участвовать в его созидании. Без этого, как представляется, никакая Россия Будущего обойтись не сможет.

Литература

1. Куликов, С. Б. Новые вызовы современности и педагогическое образование / С. Б. Куликов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2019. – № 3(200). – С. 7-9. – EDN ZDVJXF.

Источник: Оригинальный материал, публикуется впервые

© 2024, Сергей Борисович Куликов, доктор философских наук, доцент, Томск, Россия