Найти тему
ПРО Искусство

Владимир Шухов. Гениальный изобретатель и инженер

Сегодняшняя история будет немножко необычная, потому что она будет не о картинах, и не о художниках, и даже не о стилях или направлениях в искусстве. Она будет о другом! А начать ее хочу тоже необычно, расскажу выдуманную историю. Приезжаете вы на Киевский вокзал, заказываете такси, садитесь в машину, просите водителя включить вашу любимую радиостанцию и едете в ГУМ- верхние торговые ряды. С комфортом приезжаете на красную площадь, гуляете по ГУМу, покупаете знаменитое мороженое. Наслаждаетесь, и после всего этого опять же на такси едете в Пушкинский музей, дабы насладиться пищей духовной. Казалось бы, что в этой истории объединяет все вот эти объекты?

Крыша Пушкинского музея
Крыша Пушкинского музея
Шуховская радио вышка
Шуховская радио вышка
Крыша Гума
Крыша Гума
Киевский вокзал
Киевский вокзал

Владимир Григорьевич Шухов! Именно под руководством Владимира Шухова построены перекрытия над павильонами киевского вокзала, крыша ГУМа,  крыша пушкинского музея, и конечно знаменитая Шуховская радио башня на улице Шаболовка дом 37. Я же сказал, что в машине вы слушали радио станцию! Но есть еще один аспект, который может ускользнуть от вас! Дело в том, что вы же едете на автомобиле! А на чем у нас работает автомобиль? Правильно! Автомобиль работает или на бензине, или на солярке! А чтобы получить бензин или солярку, нужно перегнать нефть! Так вот именно Шухов изобрел тот самый процесс, который называется крекинг. Благодаря которому у нас появился и бензин, и солярка, и все остальные виды топлива, получаемые из нефти.

Владимир Шухов
Владимир Шухов

Шухов очень много времени посвятил созданию нефтепроводов и естественно напорных башен и даже он проектировал танкеры для перевоза той самой нефти. Вот именно об этом сегодня и будет мой рассказ! И не только об этом!

Немного истории. Владимир Шухов родился в 1853 году в курской области в селе Грайворон. Мать его была из дворян, отец был юристом, и занимался инспекцией. И в общем то все было неплохо. Сын проявлял интерес к изобретательству, был очень любознательным юношей. Поступил в гимназию, закончив которую с отличием, поступил в императорское техническое училище, ныне университет Баумана. Училище он тоже окончил с отличием.

Но к слову сказать, у него были очень крутые по тем временам преподаватели, в числе которых даже был отец русской аэрогидродинамики- Жуковский.  Которые и пригласили его потом участвовать в научных разработках и преподавательской деятельности. Но все это Шухова абсолютно не привлекало, потому что он хотел изобретать. Его кругозор был очень широкий. Его интересовало буквально все.  В те времена преподавание и обучение было немножко другим, нежели сейчас и от студента требовалось знать и владеть очень и очень широким спектром наук. Это и химия, и физика, да практически всем! Это условно, что он поступал в технический университет, на самом деле изучалось там почти все, что в последствии и сыграло свою роль. Потому, что имея столь широкие познания, Шухов с легкостью переключался с одной области на другую
Так вот, закончив императорского техническое училище, он попадает на, как она тогда называлась, Венско- Варшавскую железную дорогу, или что-то в этом духе, где в общем-то прозябает в какой-то конторе в качестве инженера по железным дорогам. В общем-то ничего сверхъестественного у него не происходит. Сразу после училища в числе лучших студентов он попадает на год стажировки в Америку. В те времена Америка была в авангарде планеты всей! Именно там происходила самая мощная научно-техническая революция. Там изобретения осваивались и мгновенно, все тут же шло в производство, в жизнь. Там производственные процессы кипели, все шло неимоверными ритмами. Вот это очень важное обстоятельство, потому что именно в Америке он познакомился с Александром Бари, выходцем из России, который его потом и нашел на той самой железной дороге, и пригласил работать в качестве инженера на нефтепроизводство к братьям Нобелям.

Александр Бари
Александр Бари


Знакомая фамилия?  Та самая нобелевская премия, которую учредил Альфред Нобель- изобретатель динамита!

Альфред Нобель
Альфред Нобель

Вот такая вот цепочка. И в то время у них было товарищество, фирма, которая осваивала нефтепроводы в Баку. Что из себя представляло производство нефти в те времена? Представьте себе колодцы, в которые опускаются люди, и черпают ведрами сырую нефть из этих колодцев, поднимают её наверх.  Уровень травматизма и смертности от несчастных случаев, пожаров и взрывов просто зашкаливал! Посудите сами: торчать в нефтяном колодце по 16 часов в сутки... В Баку нефть была очень близко к поверхности земли и ее можно было черпать ведрами, что в общем-то и делалось. И вот в этом вонючем колодце, в
смоляной жиже которая мало того что просто вонючая, она еще и выделяет токсичные вещества, поэтому работать долго в ней нельзя было.

-8
Бакинские нефтяные промыслы
Бакинские нефтяные промыслы
добыча нефти
добыча нефти
Нефтяник 19-го века
Нефтяник 19-го века


Были нередки случаи, когда люди просто теряли сознания и там же и оставались, просто отключались и тонули в этой жиже. Не теряя времени на вылов тела, туда опускался следующий смертник, который повторял этот путь. Но при этом зарабатывал какие-то деньги и слава богу как, говорится, вообще хоть какая-то работа была. После этого сырую нефть грузили в бочки и на лошадках тащили на переработку, или непосредственно сразу грузили на корабли.  Потом её куда-то везли на деревянных баржах.

Нефтяная баржа
Нефтяная баржа

Вся эта история приводила к бешеным потерям самой нефти.  Такой способ добычи нефти был мало эффективным и дорогостоящим, потому что все делалось очень медленно и в очень малых количествах. Но к слову сказать, что и потребность в этой нефти не была такой большой, потому что в те времена из нее делали только одно-керосин. Чтобы нам всем было понятно, объясню на пальцах. Если взять нефть и сравнить процесс производства керосина и самогоноваренья, то мы увидим, что суть процесса - одинакова!. Нефть или брага нагреваются, летучие фракции поднимаются вверх, попадают в охладитель, конденсируются и капают. Вот таким образом на выходе получался керосин. А больше собственно ничего. Все остальное уходило в остаток.  Более летучие фракции, в виде бензина, считались побочным производством. Бензин не был нужен. Нужен был керосин, и все что после керосина оставалась в виде мазута и прочего, тоже никому не нужно было. Все это в какие-то ямы закапывалось.  Просто выбрасывалось.
Вы можете представить, какая там была экологическая ситуация? Даже часть города Баку так и называлась: «черный город». Там все было в нефти.