В 2022 году Москва вошла в тройку самых процветающих и самых активно застраиваемых мегаполисов мира. Неудивительно, что именно она наиболее чутко реагирует на изменения архитектурной моды. Отчасти именно поэтому в ее облике порой соседствуют, казалось бы, несовместимые черты. Тем не менее, последние несколько лет и жители, и гости столицы все чаще приходят к выводу, что в этой несочетаемости стала появляться некая гармония.
Это яркая примета метамодернизма: направления развития архитектуры, ставшего ведущим в последние десятилетия.
Что за чем шло?
Модернизм, постмодернизм и метамодернизм — так называемый постпостмодерн — следуют друг за другом. Модернистская архитектура, новаторская для своего времени, бунтовала против устоявшихся канонов, строго утверждая каноны новые. Она предполагала отказ от классических стилей и форм, ввод новых материалов, рационализацию внутренней планировки. Обратите внимание, как выглядит здание Берлинской филармонии — одна из самых известных работ Ганса Шаруна.
Русский модерн со своим своеобразием и национальным колоритом всегда привлекал не меньшее внимание. Такие постройки встречаются по всей России. Особенно яркой иллюстрацией может послужить Доходный дом Тарховой, расположенный в Москве. Его еще называют домом с маками — из-за оригинальной лепнины.
Постмодерн, в свою очередь, взбунтовался против предшественника, и бунт этот был хоть и очень ярким, но все же несколько наивным. Проникнув во все сферы жизни, он минимизировал важность канонов и чистой стилистики — в том числе каноны и стилистику модернизма. Прежде необходимые стилистические требования превратились в пожелания, а само понятие стиля из четкого свода правил трансформировалось в визуальный прием.
Та эпоха подарила нам множество необычных, запоминающихся построек, часть которых балансировала на грани между иронией, китчем и безвкусицей. Яркий зарубежный пример — штаб-квартира корпорации Дисней, проект Майкла Грейвса.
Из российских приметных построек, относящихся к периоду постмодернизма, можно вспомнить знаменитый лужковский дом-яйцо. Дополнительная архитектурная ирония заключалась в том, что изначально предполагалось спроектировать в таком стиле родильный дом.
Что должно было последовать за постмодерном, представить было сложно даже маститым архитекторам и знатокам истории искусств. Долгое время у этого периода в архитектуре не было названия вообще: казалось, каждый строил и проектировал так, как считал нужным, не ориентируясь на общепринятые эстетические критерии. В дальнейшем термин все же появился — эпоха постпостмодерна стала эпохой метамодернима.
Архитектурный плюрализм: метамодерн
Сам этот термин ввели в научный оборот голландский философ и культуролог Робин ван ден Аккер и норвежский искусствовед Тимотеус Вермюлен. Суть метамодернизма они представили в совместном научном труде «Заметки о метамодернизме».
Как правило, метамодернистским называют период в культуре и искусстве, начавшийся в 1990-х годах. В Россию он пришел несколько позже: к 2010-м годам.
Главной особенностью метамодерна можно считать плюрализм. Если у предшественников чувствовалось горячее отрицание классики, в данном случае даже об отрицании речь не идет — архитектурные сооружения создаются практически без оглядки на то, что было раньше. В зависимости от конкретных строений, можно встретить отсылки к любым эпохам и стилям. Здесь ощущается и рациональность хай-тека, и романтика модерна. Метамодерн ищет баланс — и как это ни удивительно, находит его — между жесткими правилами модернизма и ярким бунтом постмодерна.
Границы направления размыты; даже профессиональным архитекторам сложно провести их четко. Тем не менее, можно выделить основные черты. Они встречаются в облике практически всех современных зданий, причем не только жилых.
Экстерьер «шифрует» интерьер
Игра с внешними формами — отличительная черта модерна и постмодерна, свойственная и их стилю-наследнику тоже. Здание может выглядеть так, что по его внешнему виду будет трудно сказать, что располагается внутри.
На фото ниже изображен бизнес-центр «Искра-парк» — но с тем же успехом это мог бы быть и торговый центр, и консерватория, и музей современного искусства.
При этом зачастую внешний облик здания воссоздается таким образом, чтобы у прохожего возникло желание заглянуть внутрь, познакомиться с архитектурным объектом ближе.
В архитектуре «дружат» противоречащие друг другу стили
Довольно интересна история павильона №11 на ВДНХ («Казахстан»). В его экстерьере этнические мотивы соседствуют с чертами строгой классики: фасад оформлен в виде трехпролетной арки, украшен барельефами с этническими орнаментами. Над главным выставочным залом возвышается стеклянный купол. Однако был период, когда облик здания изменили кардинально: павильон обложили бетонной коробкой, купол из цветного стекла также оказался скрыт. Постройка превратилась в образец примитивистского стиля.
Два диаметральных состояния павильона хорошо иллюстрируют конфликт архитектурных направлений, полностью противоречащих друг другу.
Прелесть метамодерна заключается как раз в том, что ему удается примирить враждующие архитектурные и дизайнерские направления: как в экстерьере, так и в интерьере. Он сочетает в себе все, при этом в его основе лежит функциональность, а не эстетика.
Так, в архитектуре современных ЖК черты сталинских и нью-йоркских высоток могут гармонично соединяться с внутренним оформлением в стилистике ар-деко.
Контурный минимализм
Минимализм в архитектуре стремится к предельному упрощению контуров и форм. Эта особенность свойственна многим постройкам эпохи метамодернизма. И речь не только о зданиях, возведенных с нуля, но и о реконструкции существующих пространств.
Хороший пример — реконструкция площади перед Павелецким вокзалом в Москве. Об архитектурной эволюции этого места подробно рассказывает Москвич MAG:
«Проект, реализованный сегодня по проектам и американской архитектурной студии 5+Design, и российского бюро АПЕКС, — сложное многофункциональное пространство. Под землей — торговый центр, на поверхности — квинтэссенция собянинского благоустройства: деревья, цветники, скамейки, качели. Самые эффектные элементы — и самые функциональные — это фонари — входы в подземную часть. Парк устроен на крыше торгового центра, но неизбежные венткиоски и коммуникации архитекторам удалось разместить максимально незаметно».
В результате архитекторам и проектировщикам удалось создать пространство, которое весьма необычно, на первый взгляд, выглядит в классической застройке центрального района, однако хорошо вписывается в общий городской ландшафт.
Природа, заключенная в четкие формы
Буйная растительность слабо представлена в современном крупном городе. Тем не менее, застройщики стремятся окружать людей островками зелени. И это очень четко очерченные островки: в контролируемых формах, в жестких рамках. Встречаются ЖК с садами на балконах, причем место под эти сады выделено именно застройщиком, а не сознательными инициативными жильцами.
Подобные жилые и общественные здания есть по всей России. Часто это ЖК бизнес-класса, расположенные в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Сочи и других городах.
Вот одно из таких московских ЖК — на набережной реки Яузы.
Оригинальные решения, в том числе отделочные
И не просто оригинальные, а особенно яркие, заметные, выделяющиеся. Самый простой пример этой тенденции, проявившейся даже в массовой застройке по всей России — разноцветные многоквартирные дома. На территории одного района могут соседствовать дома одного и того же стиля — но не однотонные, как в старом жилом фонде. Яркий пример — ЖК «Legenda Героев» в Санкт-Петербурге.
Встречаются и здания, целиком покрытые медью — например, в Екатеринбурге в 2020 году появился Медный дом, здание штаб-квартиры Русской медной компании.
Очень часто фасады современных построек покрывают керамогранитом: это натуральный материал, который может быть ультра-ярким и притягивать взгляд, а может имитировать натуральный природный рисунок. Часто керамогранит выбирают и для внутренней отделки помещений: это практичный материал, который сочетается практически с любым интерьером, от раскованного бохо до строгой классики. Просто текстуру для разных стилей лучше выбирать разную: например, для бохо подойдет керамогранит из коллекций Jam, Graffito, Fusion, а классический интерьер украсят Miramare, Intense и Alavesa.
В заключение хочется подчеркнуть одну из основных особенностей архитектуры метамодернизма: подобная застройка в первую очередь подчеркнуто функциональна. Именно практичность экстерьера занимает главенствующую позицию. Это не барокко и не эклектика; несмотря на определенную экстравагантность, архитектуре эпохи метамодерна свойственна простота контуров, разумное использование пространства и чувство меры.
И в данном случае не играет большой роли, о каком проекте идет речь: о массовой застройке, априори более упрощенной, или более стилистически продуманной, выразительной архитектуре. Так или иначе, черты метамодернизма прослеживаются даже в обычных проектах средней руки.