Найти тему

Практикуя Евангелие

Отец Ричард Рор выделяет радикальное изменение образа жизни, лежащее в основе францисканской духовности и Евангелия Иисуса:

Для Франциска и Клара из Ассизи Иисус стал тем, кому можно подражать, а не просто поклоняться. Поскольку сам Иисус был смиренным и бедным, Франциск сделал своим жизненным планом чистое и простое подражание Иисусу. На самом деле, он часто делал это почти до абсурда буквально. Он был фундаменталистом - не в отношении доктринальных Писаний, а в отношении Писаний об образе жизни: ничего не берите с собой в дорогу; ешьте то, что перед Вами поставлено; работайте за зарплату; не носите обувь. Для большинства христиан это все еще революционное мышление, хотя это самый «костяк Евангелия», по выражению самого Франциска. Он знал, что люди больше склонны жить по-новому, чем думать по-новому. (Это один из основных принципов Center for Action and Contemplation).

«Когда мы слабы, мы сильны» (2 Коринфянам 12:10), возможно, было девизом первых францисканцев. В своем Первом правиле Франциск писал: «Они должны радоваться, когда живут среди людей, которых считают малоценными». С библейской точки зрения, они отражали раннее, практическое христианство, найденное в Послании Иакова, и сердечный мистицизм Восточной Церкви. Хотя большинство францисканцев-мужчин со временем стали клерикализированными и правильными церковниками, мы начинали не с этого.

Первые францисканские монахи и Бедные клариссы (женщины, последовавшие за Кларой Ассизской) хотели быть практиками Евангелия, а не просто «инспекторами» или «музейными хранителями», как Папа Франциск называет некоторых современных священнослужителей. И Франциск, и Клара предлагали свои Правила как forma vitae, или «форму жизни», говоря их собственными словами. Они рассматривали ортопраксию (правильную практику) как необходимую параллель, а может быть, и прецедент, к простой словесной ортодоксии (правильному учению), а не как необязательное дополнение или возможный подтекст. История показывает, что довольно большой процент христиан никогда не доходит до практических последствий своих убеждений! «Почему Вы не делаете того, во что, по Вашим словам, Вы верите?» - неизменно спрашивает пророк.

В основе францисканской ортопраксии лежит практика уделять внимание разным вещам (природе, людям на периферии, смирению, странничеству, душепопечительству, миссии) вместо того, чтобы укреплять домашнюю базу. Его первые последователи старались жить по Евангелию «просто и без лоска», как говорил им Франциск.

Автор Джон Суини (Jon Sweeney) описывает, как францисканская проповедь проходила в повседневных обстоятельствах:

Франциск ... был человеком действия и движения. Духовная практика имела для него первостепенное значение. Он сделал проповедь обязательной для всех, кто присоединился к его образу жизни, но проповедь не всегда велась из-за кафедры. Самые ранние францисканские проповеди больше походили на беседы под открытым небом, ободрения, вдохновения - обычно проповедник или другой монах находились в пути, прогуливаясь, рядом с дорогой, прося милостыню, в больницах, ухаживая за больными и сопровождая умирающих, ремонтируя разрушающиеся церкви, выступая посредниками между людьми в беде и людьми во власти, и с нежностью прикасаясь к окружающим их существам и творению.