Найти тему
PRO самопознание

Почему ребенок ворует: маленький воришка или клептомания у детей

Оглавление
Изображение заимствовано из открытого источника в сети Интернет
Изображение заимствовано из открытого источника в сети Интернет

Клептомания или почему ребенок присваивает себе чужие вещи?

Преимущественно я работаю со взрослыми людьми, но также являюсь мамой, и ко мне обращаются другие родители. Сегодня хочу разобрать ситуацию, с которой недавно обратились.

Ситуация: ребенок в школе присвоил себе небольшую вещицу одноклассника. Предмет пустяковый, небольшая игрушка, что выдают на кассах супермаркетов. Владелец предмета обвинил ученика в краже. Учитель попыталась разрешить конфликт самостоятельно.

При беседе с учеником он рассказал выдуманную историю о том, что получил предмет от своих знакомых, которых встретил во время прогулки с родителями. Другие ученики при учителе окружили виновника и начали травить его. Учитель, которая находилась при этом в классе, не смогла пресечь этого. Ситуация стала крайне острой, и виновнику пришлось сознаться. После обратились ко мне за помощью.

Маленькое воровство, или присвоение себе предметов, часто свойственно маленьким детям и может проявляться с двухлетнего возраста, когда малыш нечаянно берет конфетку и другие сладости в супермакетах и невинно кладет их себе в карман, присваивает себе личные вещи, понравившиеся игрушки на детской площадке или в саду.

Ребенка в таком возрасте часто наказывают и стыдят, однако, важно понимать, что стоит за феноменом клептомании, и почему не стоит считать это воровством.

Клептомания, или присвоение чужих вещей, является формой компенсации, при которой человек компенсирует недостаток своей значимости, ценности. Эти понятия могут быть сформированы детскими травмами, недостатком теплого общения или любви внутри семьи. На фоне внутренней "недостачи" человек пытается компенсировать это за счет обладания вещью, которая ему не принадлежит, чтобы почувствовать свою значимость, силу, власть.

В ходе беседы с родителями также раскрылось, что ребенок и прежде проявлял присвоение чужих вещей себе.

Что было важно?

Маленький человек не чувствует свою ценность среди близких, окружающих его людей. Может происходить неявный игнор ребенка со стороны семьи и общества: отсутствие друзей, напряженные отношения в семье, когда ребенку не хватает внимания и заботы.

Второй маркер - это ложь, которой он воспользовался ученик, пытаясь скрыть факт содеянного. Ложь имеет две причины: 1) страх наказания - "страх, что я плохой, и меня не будут любить" 2) непринятие себя в "плохой" роли: "это не я, я этого не делал(а)", что является следствием первого и формируется из страха отвержения.

Клептомания не является психическим заболеванием, а отклонением, проблемой, которая корректируется путем работы с человеком, а именно, работой с корневой проблемой, компенсация которой происходит через присвоение чужих вещей. В данном случае, это формирование здоровой самоценности у ребенка.

Как работать с этим?

1. Проявлять доверие к ребенку всем взрослым: родителям, учителям, самому психологу.

2. Формировать здоровую самоценность у ребенка - поддерживать и хвалить, направлять на развивающую деятельность, способствовать раскрытию интересов ребенка.

Нельзя ругать за такое. Это не заболевание, а отклонение от нормы, которое делает человека социально "неудобным".

Направление и дальнейший ход работы здесь строился как с ребенком, так с его родителями, так как для коррекции проблемы необходимо их участие и поддержка ребенку.

Также важен вопрос возвращения доверия к ученику среди одноклассников, что является сложной работой одновременно со стороны самого ученика и поддержки со стороны учителя и психолога.

Буду очень рада, если поддержите публикацию "лайком", чтобы я понимала, что тема интересна читателям.

Приобрести книгу "Путь к свободе":

«Путь к свободе: От разъединенности с внутренней сутью к целостности и гармонии с собой» – Ирина Неретина | ЛитРес

_ _ _

Обо мне:

Ирина Парфеньева, дипломированный психолог, автор, ментор в IT в проекте Women in Tech, наставник в личностном и карьерном развитии.

Провожу онлайн-консультации по вопросам:

  • построение гармоничных отношений с собой через принятие и понимание себя, своих чувств и состояний
  • формирование внутренней опоры и целостности работа с тревогой, стрессом, беспокойством
  • помогаю выйти из сложных жизненных ситуаций и осознать в них точку вашего роста
  • освобождение от эмоционального выгорания, отсутствия мотивации, роста, целей в жизни
  • создание здоровых взаимоотношений
  • личное и карьерное развитие, как возможность познания себя и достижения своих целей

Глубокая работа по этим аспектам дает индивиду истинное понимание себя, трансформацию привычных взглядов и убеждений, возможность жить полноценной и гармоничной жизнью, наполненной смыслами и целями для смелого движения вперед.

Контакты:

Запись на консультацию: nienique@yandex.ru

Телеграм-канал

ПОДДЕРЖАТЬ / ОТБЛАГОДАРИТЬ ПРОЕКТ

Если информация и знания, которыми я делюсь, имеют для Вас некую ценность, для поддержания энергобаланса Вы можете отблагодарить меня и поддержать данный проект в той сумме, которая комфортна Вам. Таким образом, все знания и энергия, переданные мной, будут Вам на пользу и принесут благополучие.

Перевод на карту Сбербанка 4279 3806 7276 3366 Ирина Юрьевна П.