Вместе с количественным ростом промышленного производства интенсивно шел процесс его концентрации. В то время как за десятилетие (с 1890 по 1900 годы ) количество заводов и фабрик выросло только на 18,3%, число рабочих увеличилось на 66, 5%, а стоимость выработанных продуктов удвоилась. Особенно высокой концентрации достигли ведущие отрасли промышленности- металлургическая, каменноугольная и нефтяная. В 1900 году на долю пяти из шестнадцати металлургических заводов юга России приходилось около 50% производства чугуна в этом районе и 25% общероссийской его выплавки.
Наряду с концентрацией производства и капитала происходил процесс концентрации банков. Основной капитал восьми крупнейших банков - это 1/5 общей числа банков, составлял на 1 января 1900 года 56,3% общей суммы банковского капитала.
Первые монополистические объединения, большей частью нелегальные, возникли ещё в восьмидесятых-девяностых годах XIX века. В 1882 году оформился "Союз рельсовых фабрикантов ", в состав которого вошли Путиловский, Брянский и ряд других крупнейших машиностроительных заводов. Затем образовались монополия мостостроительных (1884 год,) гвоздильных и проволочных (1886 год), вагоностроительных ( 1891 год ) заводов, сахарный синдикат (1887 год). В 1892 году в целях успешной конкуренции на внешнем рынке с американским трестом "Стандарт oil " образовался при содействии правительства экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков. Все эти соглашения носили временный характер. Лишь с наступлением экономического кризиса 1900-1903 году, ускорившего процесс концентрации производства и централизации капитала в промышленности, монополии постепенно охватили все отрасли русской промышленности.
Совет съезда горнопромышленников юга России был организатором самых мощных синдикатов: Общества для продажи изделий русских металлургических заводов "Продамета" и Русского общества торговли минеральным топливом Донецкого бассейна "Продуголь". В оформлении нефтепромышленных картелей (1901-1902 годов), подготовивших образование синдиката" Нобель-Мазут" главную роль принадлежала совету съездов бакинских нефтепромышленников. Всего накануне революции 1905 года в стране насчитывала свыше 30 гласных и большое количество тайных монополий.
В период промышленного кризиса в России происходил усиленный процесс концентрации банковского капитала и слияния его с промышленным капиталом. За 1900-1908 годы основные капиталы двенадцати крупнейших акционерных банков выросли с 68,8% до 78,2% по отношению к капиталу всех акционерных банков.
Участие банков промышленных, торговых, транспортных предприятиях, а промышленных монополий в банках приводило к переплетению банковского и промышленного капитала, возникновению финансового капитала и финансовой олигархии.
Новые процессы, происходившие в русской экономике, свидетельствовали о вступлении российского капитализма в империалистическую стадию развития. Однако в России монополистический капитализм сочетался с полукрепостническими отношениями в сельском хозяйстве.
Сохранение остатков крепостничества определяло относительную осталось России и её зависимость от иностранного капитала. Являясь империалистической страной, Россия вместе с тем было объектом финансовой экспансии иностранного капитала.
В руках иностранного капитала казались такие ключевые отрасли российской промышленности, как металлургическая и топливная, лучше всего обеспеченные казёнными заказами и таможенной охраной.
Россия главным образом ввозила капитал, и лишь некоторых более отсталыех странах, как Иран и Китай, она играла активную роль экспортёра капитала. Стремление российского империализма к расширению сферы своего господства, освоению колоний и завоеванию новых рынков осуществлялось главным образом путём вывоза капиталов во "внутренние" колонии и полуколонии - Среднюю Азию и Закавказье.
Тенденция к загниванию, свойственной монополитическому капитализму, не исключало полностью рост производительных сил и технический прогресс, порождённые конкуренцией и погоней монополией за наивысшими прибылями. Известный рост техники в эпоху империализма наблюдался и в промышленности России. Энерговооружённость труда, например, за 1900 -1908 годы выросла на 26, 6%.
Однако тенденция к техническому застою, паразитизму и загниванию империализма проявлялось в России с особой силой вследствие сохранения пережитков крепостничества и преобладание иностранного капитала в промышленности. Дешевизна рабочей силы и возможность самой зверской эксплуатации пролетариата тормозили технический прогресс. Даже в сравнительно передовой металлургии юга России высокая степень концентрации производства сочеталась с широким использованием на тяжёлых работах ручного труда.
Рост прибыли достигался монополиями в значительной мере не за счёт технического прогресса, а с помощью искусственного ограничения и даже прямого сокращения производства. Синдикат сахарозаводчиков начал свою деятельность в 1903 году с сокращения производства каждого завода на 20%. Такое же политику проводили "Продамета"," Продуголь "и нефтяные монополии.