азочарование, она все же смирилась с решением дочери. За несколько недель до свадьбы она даже устроила у себя дома пышный ужин, на который пригласила нас обоих. В тот момент она была со мной чрезвычайно мила. Очарование улетучилось, когда я на мгновение отошел в ванную.
— Я понимаю, что сейчас ты поддаешься чувствам, и уверена, что Борис — твой идеальный мужчина. Но скоро ты поймешь, что ошиблась, и пожалеешь о своем решении выйти замуж. Чего же ты можешь от него ожидать? С таким парнем ты никогда не узнаешь благополучия и процветания, — услышал я заговорщический голос тещи, доносящейся из комнаты.
Ирина встала на мою защиту, но я все равно почувствовал нарастающее раздражение. Я не мог смириться с тем, что мать моей любимой имеет обо мне такое низкое мнение. В конце концов, я был образован и имел хорошую работу.
Сначала я хотел сразу войти в комнату и объяснить теще, как я категорически не согласен с ее несправедливой оценкой, но в последнюю минуту я отказался от этой идеи. Я не хотел расстраивать свою будущую жену. Вместо этого я медленно досчитал до десяти, чтобы успокоить эмоции. Затем я сделал три глубоких вдоха и, как ни в чем не бывало, с улыбкой на лице снова сел за стол, чтобы закончить трапезу.
Тогда же я мысленно поклялся себе, что докажу теще, что ее дочь выбрала правильного мужчину. В течение следующих лет я работал как сумасшедший, чтобы моя жена, а вскоре и наши дети-близнецы, Артемка и Сашенька, ни в чем не нуждались. С удовлетворением могу сказать, что у меня это неплохо получалось.
Может быть, мы не купались в роскоши, но и не были вынуждены пересчитывать каждую копейку. Мы могли позволить себе выплачивать ипотеку, отдыхать и исполнять разные желания. Поэтому, когда теща приходила к нам в гости и спрашивала, как наши дела и не нужна ли ее помощь, я говорил ей, что у нас все просто замечательно.
— Мама, мы сейчас совсем не нуждаемся в дополнительных деньгах, серьезно. Лучше откладывайте деньги, а свои сбережения оставьте на худшие времена, еще пригодятся. Нам хватает того, что мы зарабатываем, — таким был мой ответ.
— Хорошо, как хочешь, но не забывай, что если вы когда-нибудь окажетесь в ситуации, когда вам не хватает денег, то можете смело обратиться ко мне. Я помогу без колебаний, только скажите. Уверена, у вас каждый месяц куча счетов, обязательств и других расходов. Да и понятно, что воспитание детей тоже стоит недешево. Догадываюсь, что иногда вам приходится туговато в финансовом плане.
— Я ценю это. Благодарю. Тем не менее, как я уже говорил, мы справляемся, — моя улыбка была искренней. Хотя в глубине души я знал, что скорее наступит ледниковый период, чем я обращусь к ней за помощью или позволю это сделать своей жене.
Хотя сейчас мои отношения с тещей складывались относительно нормально, я все еще не мог забыть ее слова, обращенные к дочери во время памятного ужина, когда мы еще были женихом и невестой. Эти слова вонзились мне в сердце, как игла. Есть такая поговорка, что ничто хорошее не длится вечно, а после периода счастья неизбежно наступает время затянуть пояса. Так было и в нашем случае.
Полтора года назад мой работодатель закрыл свой бизнес в нашей стране, из-за чего я оказался безработным. К счастью, я довольно быстро нашел новую работу, но она была с более низкой зарплатой. Если бы не эта галопирующая инфляция, космический рост цен и увеличенные платежи по кредитам, возможно, нам удалось бы как-то свести концы с концами. Но в такой ситуации, хотя мы сократили расходы, насколько это было возможно, в нашем семейном бюджете все равно образовалась дыра.
Несколько дней назад нам стало ясно, что без дополнительной финансовой помощи мы просто не справимся.
— Я позвоню маме, уверена, она нам поможет, — заявила Ирина.
— Исключено, только не к маме! — я аж вскочил с места.
— С чего это? — она была явно удивлена.
— Да ну, разве ей обязательно знать, что мы испытываем финансовые трудности? — она будет лишний раз переживать.
— Лучше я попробую поспрашивать у друзей. Кто-нибудь из них точно одолжит нам немного денег на время. А я тем временем поищу подработку, — я пытался убедить ее отказаться от этой идеи.
— Ты с ума сошел? Наши знакомые сами еле сводят концы с концами. Я не раз с ними об этом говорила. А моя мама часто говорила, что с удовольствием нам поможет. Уверена, она согласится, — сказала супруга.
Я не успел моргнуть, как она уже звонила своей маме. Не прошло и 15 минут после нашего разговора, как я узнал о ее запланированном на следующий день визите к нам, во время которого она передаст нам деньги. Эта новость отнюдь не вызвала у меня радостного настроения.
Моя гордость и самолюбие были больно уязвлены. Ведь я поклялся себе, что никогда не буду принимать финансовую помощь от тещи. В мыслях я уже видел сцену, где она передает деньги дочери и смотрит на меня свысока. Как на неудачника, неспособного обеспечить семью. Когда это дошло до меня, я почувствовал себя ужасно обиженным и напуганным.
Я начал обзванивать всех своих знакомых в надежде, что может быть кто-то из них сможет одолжить мне денег. Если бы теща спросила у меня, я бы сказал ей, что могу обойтись и без ее поддержки. К сожалению... Ирина оказалась права — каждый из тех, к кому я обратился, не только отказался, но и сам искал возможность одолжить. Мне не оставалось ничего другого, как вынужденно смириться с ситуацией.
Мама Иры явилась утром, расцеловала наших малышей, поздоровалась с дочерью, а потом потащила меня на кухню.
— У меня тут кое-что, о чем я вчера говорила с Ирусей, — она всучила мне конверт.
— Зачем вы даете это мне? Вы должны были отдать ей, — буркнул я, полагая, что она хочет меня унизить.
— Как это зачем? В конце концов, ты глава этой семьи, — она улыбнулась мне.
У меня подкосились ноги, когда я это услышал.
— Извините, что мы вынуждены просить. Спасибо большое. Я верну долг, как только смогу. Я как раз собираюсь поискать какую-нибудь халтурку на стороне. Друг что-то говорил, что может быть ему удастся найти для меня более крутую работу у себя в фирме, — начал я оправдываться.
— Не торопись. Моей зарплаты мне спокойно хватает на жизнь. Серьезно, я с удовольствием вам помогу. Тем более, когда я вижу, сколько усилий ты прилагаешь, и как ты себя посвящаешь своим близким.
— То есть, вы не считаете, что я неудачник? — вырвалось у меня.
— В смысле? — она выторощила глаза.
Я тоже не понимал, как это вырвалось, мне стало неловко.
— Конечно, я тебя уже немного знаю и вижу, что ты за человек, — сказала она, пристально смотря на меня. У меня было предчувствие, что она не отстанет от меня, пока я не скажу правду.
— Помните тот обед незадолго до моей свадьбы с Ирой?
— Помню, был классный семейный вечер.
— Да, но только до определенного момента. Когда я ненадолго вышел из комнаты, вы сказали Ире, что она скоро пожалеет, что сошлась со мной, что наша свадьба — это недоразумение, — с трудом выдавил я из себя.
Теща как-то странно посмотрела на меня. Она выглядела смущенной.
— Когда ты вышел из комнаты?
— Ну да. Значит, это не было предназначено для твоих ушей. Но я это услышал и запомнил. Нехотя так получилось. И мне это не понравилось, — заявил я с вздохом.
— Знаешь, я должна тебе кое в чем признаться. Да, у меня были большие опасения. Как всякая мама, я ломала голову над тем, что принесет будущее моей дочери. Но эти тревоги уже в прошлом. Уже давно я спокойна. И знаешь, к каким выводам я пришла?
— К каким?
— Я считаю, что Ируся сделала лучший выбор, какой только могла. Ты шустрый, не боишься тяжелой работы, на тебя можно положиться, заботишься о других и любишь всем сердцем.
— Лучшего зятя я даже представить себе не могу.
— Неужели мама говорит серьезно? — мне все еще было трудно поверить.
— Я говорю совершенно серьезно. Я очень тобой горжусь. Только одно меня гложет.
— Что?
— Жаль, что я не сказала тебе этого раньше. Но откуда я могла знать, что ты тогда нас подслушивал?
— Эй, я вас не подслушивал. Просто случайно это услышал, — я сделал обиженное лицо.
— Хорошо, пусть так, — фыркнула она со смехом, а затем сразу же стала серьезной. — И еще. Не торопись с возвратом займа. Честно говоря, тебе даже не нужно возвращать мне эти деньги. Я не хочу, чтобы ты перерабатывал или искал какие-то дополнительные заказы. Мне важно, чтобы у тебя было время для своей женщины, детей, и чтобы ты мог немного передохнуть.
Но, мама, Борис был одновременно благодарен и растроган щедростью тёщи. Он знал, что должен вернуть деньги, но он также ценил её поддержку и изменение отношения к нему.
Эта история показывает, что отношения между зятем и тёщей могут быть сложными, но со временем они могут измениться к лучшему.