Ремесло, которое уходит вглубь веков, передают молодому поколению. Школьники с удовольствием изучают мастерство изготовления кукол. Проводятся такие занятия и в Иловлинской детской школе искусств. Как наши предки делали традиционную русскую куклу? Какой смысл вкладывали в это творчество?
Едва ли не каждая ее куколка умещается в ладошке. Эта делалась специально – «на счастье». А в косе не только краса, но и сила семьи. Здесь смысл такой же, как в мудрой притче про веник.
«Сломай его – это невозможно, разбери по ниточкам – и веник ломается. Вот так, что коса, что веник! В единстве наша сила», – говорит мастерица Наталья Козловцева.
Наталья Козловцева по профессии музыкант. Обучала игре на деревянных духовых инструментах. Но пришлось переквалифицироваться. К сожалению, популярностью они не пользовались.
«Приехала преподавательница, которая вела прикладное. Я загорелась. Первое, научилась вязать крючком, связала себе кичку к казачьему костюму. Кичка – это головной убор казачий, они собирают куль и прячут под вязанной шапочкой», – рассказывает мастерица Наталья Козловцева.
Теперь уже почти четверть века она ведет класс декоративно-прикладного творчества в Иловлинской детской школе искусств. Делится с ребятами всем, что открыла сама. Как делали предки традиционную русскую куклу а еще какой смысл вкладывали в это вроде нехитрое творчество. Игрушка – не просто развлечение, а оберег!
«Кукла «день – ночь» делалась. Кто первый вставал, белым наверх поворачивал, кто последний ложился – темным. Мужчины были либо на пахоте, либо на войне, чтобы дом защитить, оставались же старики и дети дома, вот эта кукла защищала дом. Брали палочку, тряпочкой привязывали, делали руки, и она пошла. Нарисовали угольком веселое лицо – она веселая пошла, горе у нее – помыли, угольком нарисовали. Глаза – это зеркало души, а кукла – это, наверное, зеркало сердца. В плохом настроении вообще нельзя никаким рукоделием заниматься – нитки будут рваться, кукла убегать», – уверена мастерица Наталья Козловцева.
Теперь это и профессия, и увлечение. Материалы освоила разные. В прежние времена в дело шла любая тряпочка да ниточка. А на кукол и солома годилась. Исходный материал – рожь – Наталья специально выращивает в огороде.
Соломенные трубочки замачиваются, становятся податливыми. Можно сделать аппликацию. Или «карусель» на детскую колыбельку.
«Ребенок так гулил, махал ручками и ножками, она крутилась», – говорит мастерица Наталья Козловцева.
Кукол хранили в сундуке и подвешивали в красный угол. По их набору в доме можно было узнать состав семьи. Между родителями – детки.
«Вязанное – подарок домовому. Еще лапотки, лапти, вешаются на двух гвоздиках, потому что на одном он будет шалить и ругаться. И вот задобрить его – кашки, денежки, божья коровка», – отмечает мастерица Наталья Козловцева.
Мастерице в помощь швейная машинка – заслуженная, еще бабушкина. В последнее время Наталья увлеклась еще «лоскутной пластикой».
Становиться популярной техника, при которой лоскутки не подбираются по цвету, а настрачиваются хаотично, как под руку попадет. Такое изделие, кажется, можно рассматривать часами.
«Не скучно жить, не хватает времени. Как ни гляну – полпервого. Сейчас еще огород и закрутка. У меня сегодня банка взлетела с огурцами», – делится мастерица Наталья Козловцева.
Имея сноровку, традиционную куклу «закрутку» можно смастерить за считанные минуты. Два лоскутка – один на другой.
«В центр ватку положим, формируем голову. Еще добавим – маловато мозгов», – смеется мастерица Наталья Козловцева.
Потому и закрутка, что каждый элемент не сшивается, прикручивается красной ниткой: три оборота – три узла.
«У меня мальчик учился, он так вязал хорошо. Потом окончил медицинский, и вот работал на скорой, во время дежурств вязал», – рассказывает мастерица Наталья Козловцева.
Ручки связываются – так и ребенка, и ношу нести удобнее. А в них узелок – обязательно в клеточку. Это – кукла «подорожница», которую брали с собой в путь, хранили в торбочках и чемоданах, чтобы оберегала от беды.
«Чтобы подолом не мела грязь, подкруглим. И вот она кукла. Несколько тряпочек, десять минут. А сколько нежности, сколько смысла. Вот она, пошла в дорогу», – говорит мастерица Наталья Козловцева.
Смотрим «Вести. Волгоград»: smotrim.ru/Volgograd Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен